,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Сокровища Серебряных гор


Сокровища Серебряных гор

 (голосов: 0)
Монгун-Тайге не удается достаточно надежно прятать свои сокровища от всего мира. В этом легко убедиться, посмотрев на ее гостей: ученые, спортсмены, просто туристы проездом. Дороги Монгун-Тайги сейчас отнюдь не пустынны.
Люди Серебряных гор
Люди Монгун-Тайги обладают многими свойствами, но среди них нет привычки к унынию и тоске. После нынешней продолжительной зимы как нельзя лучше понимаешь обычную фразу на Шагаа: «Хорошо ли перезимовал ваш скот?».
В этом году перезимовал плохо. Из-за обильных снегопадов и морозов был большой падеж скота. Но если спрашивать у монгун-тайгинцев о том, как обстоят дела, то будут говорить не о падеже, а о том, насколько восполнились потери, о том, сколько жеребят, ягнят, сарлычат народилось. Оптимизм - обязательное свойство для выживания в таких малоприспособленных для жизни местах, которые представляют Серебряные горы. Хотя сами жители считают, что им природа дает все, что надо для жизни.
Для такого утверждения надо быть именно монгун-тайгинцем. Таким, например, как Чамбал Дугул-оол. Он играет почти на всех национальных музыкальных инструментах, преподает сыгыт и хомей. Сам слагает песни о местных достопримечательностях, о природе родной земли, о милых зверьках - тарбаганах. Понятно, что это не может быть источником дохода, и он по программе занятости открывает мини-пекарню.
Или Солаана Опаш. Романтика у нее в крови. Дочь свою назвала, в переводе с тибетского «Цветком лотоса», Ала-Тайгу считает сокровищем Тувы, и предлагает на ней установить не только субурганы, но и сооружения религиозного почитания разных народов. Например, часовню. Чтобы все люди могли почувствовать святость этого места. Впрочем, и она отнюдь не только мечтатель, по программе занятости она получила деньги и на них соорудила теплицу. Есть рабочие места для трех человек. В теплице растут помидоры. Для Монгун-Тайги это не просто редкость, а новость. Вообще-то здесь ничего толком не вызревает, огороды разбивать бесполезно. Честно говоря, и помидоров пока почти нет, в этом году вряд ли будет прибыль от теплицы. Тем более, что и электричества сейчас нет, возникают проблемы с обогревом, трудно натаскать почти тонну воды для полива. Но это все переходящее. И движок скоро купят новый, да и старый починят, может, что-то и успеет вызреть. Главное - начало положено.
Орлан Амыр-оол, его чаще называют Орланом Жуковым, хотя «Жуков» - это было имя его отца, открыл мастерскую по ремонту обуви. Обеспечил работой четырех человек. Купил подержанное оборудование на промкомбинате, который бесславно закончил свое существование в тяжелых девяностых годах.
Две симпатичные молодые девушки, родственницы Сайдаш Кечил и Аясмаа Ускен, окончив горноалтайский техникум в прошлом году, сейчас открыли швейное ателье. Шьют изделия из меха, национальную одежду. А ателье назвали в честь своей бабушки «Долумаа» - бабушка была известной на весь район мастерицей.
Можно было бы сказать, что романтика и практическая хватка у них в крови. Но боюсь, что это будет преувеличением. Романтика есть, есть и желание работать, не сидеть сложа руки. Практической хватки пока маловато. Да и опять же - проблемы с электричеством. На ручной швейной машинке не много наработаешь, и Орлан пока обувь починяет вручную.
Маркиза Серебряных гор
А вот у кого действительно есть хватка - это у Ошку-Саар Аракчаевны. Ошку-Саар Ооржак - директор ГУП «Моген-Бурен». Раньше была директором совхоза, который сейчас называется ГУПом. Несколько дней мы ездили по ее землям. Было как в сказке про Кота в сапогах: «Табунщики, чьи табуны вы пасете? - Маркиза Карабаса! - Чабаны, чьи стада вы пасете? - Маркиза Карабаса! - Косари, чьи это луга? - Маркиза Карабаса». Понятно, что не маркиза Карабаса были все эти земли и стада, да и никакой Кот не бежал впереди. Все эти земли и скот принадлежал «Моген-Бурену», хозяйкой которого была маленькая отважная женщина.
Она купила в свое время оборудование для мини-цеха по производству национальной лапши. Сайлыкмаа и Саяна ловко управляются и с производством лапши и с выпечкой хлеба. Потребности поселка удовлетворяют. Можно было бы лапшу изготавливать для продажи в город, но проблемы с транспортировкой - далековато.
Купила цех для производства йогурта. Будут делать его из молока сарлыков - пока специалист болеет, но в этом году уже начнется производство.
Для скота нужно сено? Есть работа для заготовителей. Деньгами ГУП не богат, но бригаде из шести косарей дают за работу барана, независимо от того, сколько сена накосят.
Директор ГУПа находит время и для поиска талантов среди жителей Кызыл-Хая. Несмотря на занятость - находит время, чтобы привести краски для батика местному художнику. Май-оол Хомушку рисует по войлоку. Использует смешанную технику - это и чисто рисунок, и набивка рисунка из шерсти другого цвета. На войлочных ковриках возникают рисунки удивительные - шестиногий конь в стиле наскальных изображений, красный и синий сарлыки, несущиеся навстречу друг другу для схватки. Его произведения будут на выставке в День республики.
А еще «маркиза» Ошку-Саар Аракчаевна умеет находить людей для своего хозяйства. Уходом за стадами и табунами занимаются в основном совсем молодые люди.
Алена и Артыш Шыырап сарлыководы. Они недавно поженились, у них маленький ребенок. Несмотря на молодость, умело справляются с большим стадом, доят яков, изготавливают из молока разные виды сыра. Алена училась в городе на юриста. Казалось бы, что делать этой молодой женщине, даже не в селе, а на стоянке сарлыковода? Но ей нравится такая жизнь. На каникулы приехали и другие молодые ребята, родственники. Айдыс, например, учится в Кызыле на электрика, но как он лихо, в ковбойской шляпе, может вскочить на коня и скакать без седла! Конечно, глава этой стоянки сам Артыш - красивый молодой парень, потомственный сарлыковод, с детства хорошо представляющий всю работу.
«Маркиза» нашла и табунщиков. Летом молодые неженатые парни работают вчетвером, в другое время дежурят по два человека. А ведь совсем недавно лошадей почти не было. Она сама пригнала сотню из другого района, и сейчас уже большой табун. И перезимовали неплохо. Бригадир Айдын Хертек может поймать и объездить любого коня - лошадей надо приучать к седлу, к сельскохозяйственным работам. Глядя на работу этих молодых людей, понимаешь романтику табунщиков, воспетую в стихах Черлиг-оола Куулара и других тувинских поэтов. Это действительно красиво. Зарплату табунщики получают за свою работу - а вот доходы от производства кумыса - полностью в их распоряжении.
Бригада рыбаков на озере Хиндиктиг-Холь тоже в основном состоит из молодых людей. До недавнего времени был бригадиром Балдаа, солидный человек, держится с достоинством английского лорда. Он и сейчас остается лидером, хотя официально бригадир - другой человек. Балдаа считает, что это правильно - молодежь должна учиться управлять, принимать решения.
Гора, у которой есть Хозяйка
Подлинное сокровище Монгун-Тайги, не считая, конечно, ее людей, - Ала-Тайга.
Здесь есть место, которое переводится, как «Ясная Поляна». Поляна действительно ясная, светлая. В начале прошлого века, когда в Монголии уже начались репрессии против священнослужителей, а в Туве этого еще не было, сюда пришел буддийский лама Санчи Доржуу. Он взял в жены местную девушку Хертек, и стал зваться Санчи Доржуу Хертек. Его сан чочу - лама. Говорят, что из Монголии пришел караван верблюдов, груженных буддийскими реликвиями - 25 верблюдов. Может, это и преувеличение, но все, что надо для храма Санчи Доржуу привез. Подобных монастырей для медитаций в мире было всего три, в Индии, в Тибете и в Туве. Недолго существовал монастырь. Сейчас от него остались только бревна фундамента и легенда. Когда монастырь перестал функционировать, ламы спрятали буддийские реликвии в пещере Ак-Ий, где раньше они медитировали, проводили свои ритуалы. В последние годы односельчане очень часто стали посещать это местечко. Ламы из Кызыла привезли сюда статуэтки богов. Люди приходят и ставят свечи, хадаки. Говорят, в этой пещере в четыре часа дня слышен гул дунгура.
Пещера небольшая, но говорят, что она значительно больше, просто в нее вход закрыт. Если топнуть по полу - слышен глухой звук. Может быть, там спрятаны сокровища? Но открывать их пока нельзя, надо провести специальный обряд освящения.
Кстати, после себя Санчи Доржуу оставил не только легенду о святом месте, но и дочь - Тэриш Хертек. Ее внук Анчы Хертек - буддийское имя Лопсан Сотпа - учился в Индии четыре года, тоже стал священнослужителем. Но он пока не чувствует в себе силы провести этот обряд, считает, что надо учиться дальше. Собирается приехать сюда с другими монахами, чтобы открыть пещеру.
Недалеко - аржаан Ала-Тайга. Источник популярен среди местного населения как излечивающий «болезнь скота» - бруцеллез. Свойства его не вполне изучены, и, вероятно, он может помогать для лечения и других болезней. Местные жители считают, что он помогает от многих напастей.
А вот недалеко от него - на скале большое изображение природного характера. Это изображение женщины, раскинувшей руки. В одной руке хадак. Говорят, что это - ээзи - хозяйка Ала-Тайги. На фотографии стало отчетливо видно, что она не одна - рядом с ней ребенок в короне. Можно было сказать, что это природное изображение Богородицы, хотя некоторые девушки увидали рядом с Хозяйкой не ребенка, а коленопреклоненного рыцаря в плаще. В общем, хозяйка сейчас не одна, как это считалось долгое время. Имеет смысл поехать на Ала-Тайгу, чтобы самому определить, кто сейчас находится с Хозяйкой.
Продолжение в следующем номере.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Пусть дорога будет белой как молоко матери…
  • Конкурс косарей – не сенсация, а работа
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Социальные комментарии Cackle