,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Путешествие с «Кюльтегином»


Путешествие с «Кюльтегином»

 (голосов: 0)
«Рабочий фестиваль работных людей театра» Ново-Сибирский транзит состоится с 20 по 30 мая. Никто не удивился, узнав, что наш театр едет на этот фестиваль, спектакль «Кюльтегин» и впрямь очень хорош. Но еще «сырой». Нужны репетиции, а на малой сцене это сделать трудно. Но «обкатать» спектакль можно и на большой сцене. Например, в Турции.
Фестиваль братьев Сабанчи
В старинном городе Адана в конце марта начался XII Международный театральный фестиваль, который закончится только к ноябрю. Тувинский театр был в числе тех, кого пригласили к открытию фестиваля.
Государство не финансирует это мероприятие, его финансируют братья Сабанчи - в семье их шесть, и это очень богатые люди. Они выступают спонсорами и меценатами многих культурных событий. Фестивалем в Адане занимается четвертый брат. Хотя и государство не стоит в стороне. По крайней мере, министр культуры присутствовал на открытии.
В Турции наш театр, оказывается, еще помнят - по «Тюрксою», но тогда выступали в Стамбуле.
Приехали практически накануне открытия, и после ужина могли наблюдать за репетицией открытия фестиваля. А вот знакомиться с актерами из других театров и времени не было, все коллективы приезжали на пару дней - только выступить, и сразу уехать. Понятно, что турецкие театры не уезжают, но и они не могли себе позволить смотреть все спектакли. А посмотреть было что - театры Японии, Кубы, Италии, Испании Франции и других стран привезли свои лучшие спектакли.
Но победителей в этом фестивале нет. Не потому, что «победила дружба», хотя это на самом деле и так. Просто, это не конкурсный фестиваль, но туда приезжают те, кто хочет пригласить на гастроли к себе. На будущий год тувинский театр уже пригласили выступать в Анталию.
В «коняшек» играть - тоже надо уметь

Маленького Кюльтегина и Бильге играли наши мальчики, и их с собой не повезли. Но, в конце концов, Кюльтегин - общий предок всех тюркских народов, и маленькие турки были рады выступить в ролях своих славных предков. Дети артистов хорошо представляли себе, что такое театр. Хотя возникли и трудности. Ахмед должен был играть маленького Кюльтегина, но со зрением у него проблемы - минус шесть.
-Ты можешь выйти на сцену без очков? Видишь без них?
- Нет.
- Ну, тогда надо будет искать кого-то другого. У Кюльтегина ведь не было очков.
Высока честь сыграть cлавного героя, и Ахмед решил снять очки. Он очень хотел выйти на сцену. Джем играл Бильге, а Чагатай - Эреса. Когда надели костюмы, мальчики были абсолютно счастливы.
И тут еще одна проблема - они ни разу не играли в «коняшек», им дали палочки, но они не знали, как с азартом можно скакать на этих деревянных «коняшках». Впрочем, научились быстро.
С актерами вопрос решен. А с публикой? А с публикой вопросов не было. Билеты раскупили за два месяца. Но понравился ли им спектакль, сразу трудно было понять. В зале бородатые мужчины, женщины с закрытыми лицами. Видны только глаза. И сидят тихо, никаких открытых эмоций. До финала. А вот когда спектакль закончился, начались овации.
Оценили и танец воинов, и потрясающий монолог Кюльтегина. Когда актеры вышли на поклон, их буквально не хотели отпускать. Сайдаш Монгуш и Станислав Ириль на бис исполнили горловое пение, продемонстрировали и каргыра, и хоомей, и другие стили. Овации не кончались. Потом - песня из «Кюльтегина», и актеры стали прощаться, тут на сцену дали дым, мужчины стали танцевать танец орла, чем потрясли турок еще раз. И все это не было отрепетировано и поставлено. Просто так получилось - не уходить же тихонько, если зал весь стоит и уже полчаса аплодирует!?
Восточная сказка
Какими нас увидели турки - понятно. Но какой наши артисты увидели Турцию? Замечательная актриса Надежда Наксыл в Турции была первый раз, и впечатлений у нее - «вперехлест». Всего и не перескажешь. Начиная с купольного зала с огромным круглым ковром в гостинице, и до встречи с морем.
И как им раздали тувинские флажки, и как их приветствовал министр культуры Турции, и как начиналась тожественная часть, и, конечно, как происходило само открытие фестиваля. А посмотреть было на что: девушка акваакробат в большом стеклянном аквариуме, и гимнасты на воздушных шарах, и огромные лебеди. Все это можно было смотреть и наяву, и на огромном экране, который был размещен на фасаде гостиницы.
Но все это и старинная крепость у моря казались Надежде такими родными, словно она уже здесь жила. Было чувство дома. И не было языковых проблем. Некоторые слова, например счет - почти по-тувински, да многие турки и по-русски хорошо говорили, особенно в Стамбуле. Узнав, что они приехали, подходили земляки, которых много сейчас в Турции, и студенты, и те, кто остался там жить после учебы.
В общем, сказка открытия другой страны состоялась. Причем, явно восточная сказка - мечеть с подсветкой, как в облаках, что-то явно из Аладдина. Старый город с узенькими улочками, услужливые продавцы, которые приглашают выпить кофе, даже если ничего не покупаешь.
Москва и Мосфильм
Москва тоже приготовила немало сюрпризов. Например, встречу с Екатериной Васильевой. А на Мосфильм поехали не из праздного любопытства, а на пробы.
Когда еще ждали багаж, подъехала ассистент из Мосфильма, и своего рода отбор начался уже в автобусе. Актерам задавали вопросы, и снимали все это на камеру. А вот, что за фильм будет, пока не вполне ясно, кто-то говорит - про Батыя, кто-то - про митрополита Алексия. Скорее всего, действительно про Алексия, который был фактически главой московского правительства при малолетнем Дмитрии Донском. Православная Церковь его канонизировала. Но тогда Батыя в фильме не может быть - время не совпадает, скорее всего, речь идет о Мамае, и нашим актерам, явно, предлагают роли в войске Мамая. Но решение, кого снимать, пока не принято.
Ну и всем предстояла долгая дорога назад. Не просто долгая, а с четырьмя переодеваниями.
Ведь первый раз переоделись по дороге из Кызыла еще в Красноярске. Сняли с себя самые теплые зимние вещи. Их оставили в автобусах. А сами автобусы оставили ожидать себя в Красноярске. Потом переодевались в Москве, в Турции, на море.
И вот путь назад, к автобусам с зимними вещами, к Кызылу, домой.
Продолжать репетировать «Кюльтегина», готовить представление к юбилею Победы, готовиться к новым фестивалям, к новым успехам.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • 27 марта Международный день театра
  • Лучшие на пути кочевника
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Социальные комментарии Cackle