,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Приближение «Золотого века»


Приближение «Золотого века»

 (голосов: 0)
«Золотым веком» тувиноведения назвал Каадыр-оол Бичелдей наше время, время выпуска антологии «Урянхай. Тыва дептер», на Круглом столе, посвященном этому изданию. И это не случайно. Вероятно, именно такого импульса не хватало развитию науки, чтобы произошел серьезный рывок вперед.
Тува «открывается»
Относительно закрытый мир культуры Тувы распахнулся. В 19 веке о тувинцах говорили лишь как о неизученном и «загадочном» народе. Об их этногенезе высказывались самые различные, часто противоречивые предположения. В середине ХХ века Тува вошла в состав России, но и в конце ХХ века всем нам часто встречались случаи, когда даже сами россияне не подозревали о существовании такой республики. Частично это «заслуга» и самой Тувы - она неохотно «открывается» перед всеми.
В последнее время много надежд возлагают на строительство железной дороги, но приехать в Туву, увидеть ее, это не значит - понять ее, понять ее смысл, ее культуру.
Конечно, издание антологии - реальный и серьезный шаг на пути познания Тувы для окружающего мира, реальный и серьезный шаг для самой Тувы на пути «раскрытия» своих сакральных знаний миру, и, наконец, реальный и серьезный шаг развития тувиноведения в целом.
На Круглом столе выступали видные ученые Тувы: Каадыр-оол Бичелдей - доктор наку, академик РАЕН и РАСН, Николай Моллеров - доктор исторических наук, Светлана Орус-оол - доктор филологических наук, Айлана Кужугет - доктор культурологи.
Фольклор - исторический источник
СТАТИСТИКА
Светлана Орус-оол в своем докладе «Фольклорные материалы в 7-томнике «Урянхай. Тыва дептер» привела много исключительно интересных данных. Во-первых, она «пересчитала» антологию.
Многотомная антология включает в себя на 4630 страницах около 100 работ 65 русских и зарубежных авторов: немцев Миллера, Риттера, Палласа; финна Кастрена; китайцев Сыма Цянь, Хэ Цю-тао; англичанина Каррутерса; поляка Кона и др.
Среди авторов имеются историки, этнографы, лингвисты, фольклористы, археологи, геологи, географы, ботаники, топографы, археографы, гидрологи, юристы, военные и т.д. Они были первыми исследователями горных труднодоступных хребтов, обширных котловин, необжитых территорий, горных пород, рельефов, климата, почвы, растительного и животного мира и т.д.
Всего в 7 томах антологии помещено 3 856 иллюстраций, которые составляют целый отдельный альбом рисунков.
Практически все ученые, изучавшие Туву, независимо от своей специальности, собирали фольклор тувинцев. Могу сделать предположение, что на них произвело большое впечатление и поэтика тувинских сказок, и уникальное горловое пение. Во всяком случае, судя по материалам Светланы Орус-оол, фольклорные материалы есть почти во всех работах, собранных в антологии.
ЛЕГЕНДЫ И «НАРОДНЫЕ СОЙОТСКИЕ БЫЛИНЫ»
В. Радлов записал 2 сказки «О богатыре Кюжюттен-Модуне» и «Пагай-Чуру» (эта часть тувинской версии «Гэсэра») и 4 песни.
Знаменитый русский путешественник и ученый Потанин в своих «Очерках северо-западной Монголии» записал сказки о трех товарищах, о Караты-хане, об Оскус-ооле, предания о Чингис-Хане и легенды о летучей мыши, о медведе, о сурке, о затмении Луны, о Плеядах, о радуге, о всемирном потопе, два отрывка шаманских алгышей в русском переводе и др.
Среди множества этнографических материалов, собранных ссыльным революционером Ф.Я. Коном, имеются и записи двух героических сказаний.
Дореволюционные ученые героический эпос, некоторые легенды и предания называли сказками, «Сказка о молодце Хайты-Кара», «Сказка про царя Черни (Караты-Хане»). Кон также сделал записи двух сказок про хитрого Болдан-Сенги, о старике Течикей, преданий о Шыдарване, Амыр-Сане, пяти легенд о животных, двенадцати куплетов песен.
Яковлев в своих «Этнографических заметках о сойотах-урянхайцах», как историко-этнографический источник, приводит 7 легенд о животных и птицах, о шаманах; приметы об осквернении, сонливости и трудном дне; 7 пословиц и поговорок и т.д.
В «Отчете Райкова о поездке к верховьям реки Енисее, совершенной в 1897 году», чтобы дать понятие языка тувинцев, напечатаны 3 песни на тувинском и русском языках. Светлана Орус-оол привела только один куплет, записанный Райковым, в современной орфографии:
«Тожу чурту чаагай-ла ийин, Тожу чону чоргаар-ла ийин, Орустарга барбас-даа мен, Тожу чонун кагбас-даа мен». Его перевод: Хороша страна Точжинцев, хорош и народ Точжинский. К русским не пойду, не расстанусь с Точжинским народом». Сейчас мы говорим «Тоджинский», но смысл и значение песни от этого не меняются.
Иннокентий Сафьянов или Экендей, как его назвали простые тувинцы, хорошо знавший тувинский язык, в своей работе «Прошлое и настоящее сойотского народа» привел несколько легенд о Хайыракане, о бедняке Анчы, о Кара-хаме. Он называл эти легенды «народной сойотской былиной».
ШОРОХ КОВЫЛЯ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ПЛОТ
Вдохновленные тувинским фольклором, сами ученые порой начинали писать стихи. Леонов Н.Н. - историк, археолог, этнограф, географ, геолог, талантливый поэт и писатель, его мать Нина Георгиевна Сафьянова, была дочерью купца Сафьянова.
В своей научно-популярной книге «Танну-Тува. Страна голубой реки» напечатал 5 замечательных стихотворений, посвященных великой сибирской реке Енисей, о красивой природе Саян и Тоджи, о молодом парне Савапыте (м.б. Сувакпыт?).
За последним поворотом,
Возле речки, за леском
Юрта. В ней старик весь в желтом,
С узким черным пояском.
В травянистых косогорах
Бродят овцы. Вслед стадам
Бродит девушка в уборах
По истоптанным следам.
Конь под плеткой Савапыта
Задымил сухую пыль.
Чаще стукают копыта,
Да шуршит сухой ковыль.
А еще Леонов записал удивительную легенду: «Легенда рассказывает, что, когда случился потоп, то один праведный человек, построив железный плот, спасся на нем от гибели вместе с женой и единственным сыном. Долго носило их по бушующему морю, и, наконец, увидели они кусочек суши. Это и была вершина Буры (Леонов считает, что гора Бура - это тувинский Арарат, что на его вершине до сих пор лежит железный плот). Когда плот поднесло к вершине, отец, не рассчитав расстояния, отделявшего плот от берега, хотел было спрыгнуть на землю, чтобы привязать плот. Но оступился, попал в воду и утонул. Спаслись только мать и сын. Спала вода. Земля снова стала цветущей».
«Перо черного грифа»
В общем, читать надо и перечитывать - это действительно уникальные публикации. Но вопрос в другом. Чтобы «Золотой век» тувиноведения состоялся, надо продолжать изучение и продолжать публикации уникальных источников. Ни для кого не секрет, что Тува, будучи очень богатой землей, сейчас переживает трудное время, деньги на культуру, искусство, науку, находятся с трудом.
Но выход всегда можно найти. И ученые предложили несколько путей поиска средств на науку. Во-первых, некоторая экономия уже произошла: научные сотрудники ТИГИ выезжали почти каждый год за пределы Тувы для изу­чения работ, помещенных в антологию, тратя большие средства. Теперь - тратить не надо.
Во-вторых, ученые считают, необходимо открыть отдельную Духовную Академию, чтобы она выполняла только практическую функцию, издание популярных фольклорных материалов, практических советов проведения свадьбы и т.д. Инициатором этой идеи является Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей. Он, правда, предложил открыть Академию культуры и традиции. Опять, возникнет вопрос финансирования Духовной Академии, но, может, после референдума на освободившиеся от содержания многочисленных депутатов Верховного Хурала средства создать Академию.
И третья замечательная идея принадлежит Айлане Кужугет.
Она предлагает создать некоммерческую организацию Благотворительный издательский Фонд Кужугета Шойгу «Перо черного грифа».
Цель создания Фонда - формирование имущества на основе добровольных взносов, других, не запрещенных законом поступлений для поддержки инициатив граждан и юридических лиц, направленных на издание архивных источников, недоступных для массового читателя, а также редких, раритетных изданий о Туве и ее жителях с древних времен и до нашего времени, а также на решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно значимых проблем.
Фонд будет финансировать издание рукописей, представляющих несомненную ценность для народов Тувы, общественно полезные программы и мероприятия за счет своих и привлеченных средств, за счет прибыли, полученной от размещения привлеченных средств в банках и из других, не запрещенных законом источников.
В общем, суть: публикуем книги, а на деньги от их продажи публикуем другие книги. Насколько это возможно, окупит ли все это себя - покажет время.
Несомненно одно - само появление антологии уже можно считать серьезным шагом на пути развития науки, и больше того - оно предопределяет другие шаги.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Вернется ли в Туву Амыр–Санаа?
  • Каадыр–оол Бичелдей: «Тыва дептер» – самая хорошая идея Шойгу»
  • Ноев ковчег в Сибири? В Туве выдвигают свою версию Всемирного потопа.
  • Социальные комментарии Cackle