,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » 27 марта Международный день театра


27 марта Международный день театра

 (голосов: 0)
Культегин в транзите
Слово «фестиваль» переводится как «праздник». Хотя организаторы «Ново-Сибирского транзита» считают, что это будет «рабочий» фестиваль «работных» людей театра. И при этом станет праздником постоянного движения, общения, дружбы и сотворчества. Вот такой странный рабочий праздник в движении состоится с 20 по 30 мая. Но во всем этом главное, что наш муздрамтеатр едет на этот фестиваль со спектаклем «Культегин». Конкурс был - как в хороший вуз - больше десяти человек, то есть, в данном случае десяти театров, на место. Наш театр - прошел.
Восстановление кровообращения
В Сибири около 120 театров. Понятно, что посмотреть все спектакли за короткий срок невозможно. Если учесть сибирские дороги, сибирские расстояния и сибирские морозы. Поэтому первый отборочный тур был «диско-туром». Надо было отправить запись спектакля на диске. А вот на те спектакли, которые заинтересовали жюри, уже выезжали эксперты.
В Кызыл приезжал сам Олег Лоевский - председатель Экспертного Совета. Театральный критик, член экспертного совета национальной премии «Золотая маска», директор международного фестиваля «Реальный театр» (г. Екатеринбург) - в общем, один из самых именитых театральных критиков.
И он приехал не один - с ним Валентина Головчинер, тоже театральный критик, профессор, зав. кафедрой Томского университета.
Основная цель фестиваля, по мнению экспертов, «восстановление театрального кровообращения большей части страны, установление связей, поддержка и развитие драматических коллективов». Театральное пространство и впрямь велико - Дальний Восток, Сибирь и Урал.
Мужская энергетика
Критики отметили высокую энергетику второго акта спектакля «Культегин», особенно монолог главного героя. Интересным было замечание, что это - мужской спектакль, в нем именно мужская энергия, которой в жизни сейчас не хватает. Вот такой гендерный подход. Были замечания к работе со светом. Но на малой сцене, понятно, возможности ограничены.
Решили, что первому акту не хватает той эпичности, которая есть во втором, но отнесли это к издержкам драматургии.
Валентина Головчинер заметила мужское и женское начало даже в оформлении программки. Мужского - копий, стрел, всего острого гораздо больше, чем плавных женских линий. А что поделать, если эпос - изначально мужской жанр? Но, кажется, критикам именно это больше всего понравилось.
Критик отметила интересное цветовое решение, фактуру, художественное оформление - все связано, все завязано в этом мире. Интересно решено сценическое пространство.
Особое внимание в своем выступлении она уделила рукам. «В сцене, когда два брата лежали на земле, и их руки... эти пальцы трогали, ощущали настоящую землю, живую, а не покрытие сцены. Эти руки всегда останутся со мной, это были руки мужчин, которые любят эту землю и готовы ее защищать».
Олег Сат - Культегин: «Театр - это мир»
- Валентина Головчинер говорила о руках, что эти руки трогали настоящую землю. Она ощущала, что это не просто земля, это та самая земля, где выросли эти братья, и они любят и свою землю и свой народ.
Нам режиссер на репетициях так и говорил, не просто падайте на пол, ощущайте, что это - ваша земля, земля Тувы. Именно здесь был центр тюркского каганата, ведь и основные памятники здесь находятся, а не в Монголии или Хакасии.
Мы много читали о тех временах. Осознание эпохи приходило не сразу. Специально побывали в Барун-Хемчикском районе, где стоит каменный воин. Полторы тысячи лет назад их воздвигли, и эти воины до сих пор стоят. Это сильно действует, веришь, что жили такие великие предки-воины.
Сюжет сценария написан не совсем так, как это было в истории. Нужно было показать, как важно сейчас единение. В надписях в честь Кюльтегина Бильге каган писал: «Все народы я объединил».
Тут и политические нюансы, и кризис, и постоянная угроза экспансии Китая, пусть даже мирная. Вон - на Дальнем Востоке как много сейчас китайцев живет. Если мы не будем все едины, то многонациональной России придется трудно.
Надо дух народа поднимать. Хотя политики, похоже, этого пока не понимают. Мало обращают внимания на развитие искусства. А искусство - это не только основа всего, это - вера, это - душа. Искусство - это не политика, это - мир. Это взаимоотношения разных людей, чтобы они друг друга понимали, уважали.
Театр - это мир.
Мы не просто показываем спектакли, мы хотим, чтобы люди понимали ситуацию, которая сложилась именно сейчас, чтобы поверили в свои возможности, в возможность хорошей жизни, общего лада.
Эдуард Ондар - Бильге каган: «Народ историю сохраняет»
- Сдвиги в культуре сейчас есть, но чего нам пока действительно не хватает - это духа мужчин, осознания ими своей роли.
Сейчас многие интересуются древней историей, начиная со скифов, землю копают, исторические предметы ищут. Я считаю, землю копать не надо - у народа надо искать, историю народ сохраняет, а не земля.
У каждого народа своя история и свои законы
Русскому народу надо тоже вернуть русский дух, любовь к земле. В Сибири люди с землей живут, на земле, дух еще сохраняется, а в Европе, мне кажется, только корысть всем правит, прибыль.
Я думаю, это хорошо, что нас критики поняли, и на «Ново-Сибирском транзите» будет интересно побывать. У каждого народа свои интонации, свои движения, не всегда они понятны. И очень важно понимать друг друга, несмотря на этнические отличия.
Хотя со спектаклем действительно есть проблемы: актерам надо жить в спектакле, чтобы спектакль состоялся. На премьере - не те ощущения. Но пока большой сцены нет, «Культегина» играть невозможно - нет места. А артистам надо постоянно форму держать.
У меня роль непростая. Старший брат после смерти отца берет власть в свои руки, и должен решать, как поступать, помнит наказы отца. Но до конца не доходит - часть полномочий отдает брату.
Бильге - это душа: он оставил Культегина истории, он поставил камни, на которых описал подвиги брата, он сохранил государство. Младший брат - герой, воин, и Бильге ему постоянно уступает. Это нормально, в жизни кто-то должен постоянно уступать, чтобы был мир. Но Бильге все-таки, каган, он государственник, он как Иван Калита - собиратель земель, объединитель.
Что же из этого следует?
Следует жить. «Ново-Сибирский транзит» еще не скоро. А разных других забот предостаточно. Ставятся новые пьесы, актеры собираются на фестиваль в Турцию.
Эдуарду Ондару становится скучно играть императоров, ханов, каганов: «те же одежды, те же ситуации - одна жизнь». Хочется попробовать себя в другой сфере. И такая возможность у него уже есть.
Актер театра Леонид Канн-оол выступил в новой роли - в роли автора, в роли режиссера - Николай Ооржак, музыкальное оформление - Октябрь Саая. А все вместе получается - новый спектакль «Конец преисподней». Должно получиться что-то интересное - рок-драма. Вроде это потусторонний мир, полная перемена амплуа для Эдуарда Ооржака. Но в этом аду есть и черти, и наркоманы. Все очень странно. Впрочем, поживем - увидим. Черти, так черти. Хотя сам Эдуард мечтает о роли Гамлета. Он считает, что Шекспир предсказывал будущее, некоторые сцены из «Гамлета» и «Короля Лира» если соединить, то получится как раз описание нашего общества. Есть возможность задуматься о том, какова наша жизнь, почему люди обманывают друг друга, почему порой проигрывают. Но человек должен идти вперед, должен сам решать свои проблемы.
А в Турции будет 12 Международный театральный фестиваль, проводимый Комитетом государственных театров. Туда съезжаются не только тюркские театры, но и европейские. У наших актеров будет еще шанс показать «Культегина», а заодно и самим пожить в той эпохе.
И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • «Все было идеально»
  • Близкая к Шекспиру древняя мощь
  • Социальные комментарии Cackle