,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » «Нет, так жить невозможно!»


«Нет, так жить невозможно!»

 (голосов: 0)

«Нет, так жить невозможно!»Так подумала бы Каштанка, если бы она была человеком. Странные слова в контексте того, что это рассказ для детей. Впрочем, кто сказал, что «Каштанка» - это для детей? На свете существует немало сложных философских вопросов: в чем смысл жизни, что появилось раньше – курица или яйцо и зачем Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Чехов – не Джеральд Даррелл

Поводом для уточнения линии судьбы Каштанки стала новая постановка театра кукол. Но о постановке - чуть позже, главная героиня все-таки «молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу».

При этом, как мы помним, Чехов – все-таки не детский писатель, он явно не Агния Барто и не Николай Носов. Чехов никогда особенно не был увлечен и жизнью животных, да, он не Джеральд Даррелл. Так что в своем рассказе он не пытается двести до читателя особенности анатомии и психологии собак. Не рассуждает о преимуществах разного собачьего корма.

Так, может быть, и основная идея рассказа кроется в чем-то другом? Если он рассказывает о собаке, то вполне может подразумевать что-то иное, даже если говорит о собачьем инстинкте преданности. Тут ведь еще вопрос – кому быть преданным.

Вспомним некоторые детали ее жизни у столяра: «Федюшка обыкновенно играл с нею... Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку... Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка».

Это нормальное обращение с животным?

«Нет, так жить невозможно!»У циркового артиста Каштанка была всегда сыта, ее окружали «артисты» - другие животные, ее не били и не трепали за уши. В конце-концов у нее началась даже вполне успешная карьера, и новый хозяин постоянно повторял, что у нее есть несомненный талант.

И вот она сбегает из цирка, как только ее позвали прежние хозяева. 

Каштанка – это Чехов?

В официальной версии литературоведения принято считать, что в цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду. Но почему побои и голод – это свобода? Никакой особой свободы у бедняжки не было и у столяра.

В интернете есть даже несколько форумов, в которых ведутся ожесточенные споры, насчет поведения Каштанки. Есть мнение, что «бедная собачка просто привыкла и не смогла в свое счастье поверить, как жаль, что и с людьми часто такое случается – вытащили их из грязи, а они обратно рвутся с бешеной силой!». Мол, такое бывает, вроде и оторвался человек от плохой компании, устроился на нормальную работу, начал знакомиться с нормальными людьми. А потом снова этот человек возвращается в болото.

Самое «продвинутое» мнение заставляет вспомнить основы философии, потому что на примере Каштанки раскрывают смысл хайдеггеровского Dasein. «Дазайн» философское понятие, используемое Мартином Хайдеггером в его известном труде «Бытие и время» и в других его работах. «Дазайн» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Дазайн — это сокровенная способность в человеке, которая понимает бытие вообще. А на примере Каштанки это выражается в том смысле, что даже живя в ужасных условиях у столяра, собака находилась в том самом «здесь-бытие». И она сбежала из сытых условий обратно, поскольку только и могла воспринимать даже через ужасную жизнь у столяра своё «присутствие».

Ну, это слишком умно. К тому же, когда Чехов писал «Каштанку», Хайдеггер был еще ребенком.

А вот мнение попроще, но более экстравагантное - Чехов сам был Каштанкой в ловких руках своей Ольги Леонардовны Книппер, и все время к ней возвращался. Может быть, в этом и есть какой-то смысл, если бы не другие характеристики собачки с лисьей мордой, которые есть в тексте рассказа.

Каштанка – «маленький человек»?

«Нет, так жить невозможно!»«Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры».

Да, вот уж совсем не детское наблюдение. Так можно говорить о мелких чиновниках. Но, кажется именно их и подразумевают под «маленькими людьми» - обычными героями литературы ХIХ-начала ХХ века.

Про таких людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления, писал еще Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

«Маленький человек», мелкий чиновник, мещанин, существо зависимое и не имеющее права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Впрочем, не будем о грустном. Если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Да и в жизни концовка была прекрасная. Рассказ-то был о реальном событии. Собаку нашел известный дрессировщик Владимир Дуров. И он, в отличие от Мистера Жоржа, не хотел возвращать собаку прежним хозяевам. Дрессировщик считал, что имеет полное право оставить ее у себя, так как потратил время на обучение собаки различным трюкам. За разрешением спора хозяева – прежний и нынешний – обратились в суд. Дрессировщику удалось отстоять свои права и оставить животное у себя.

Так что «Каштанка» - это именно психологический рассказ, где у читателя есть возможность самому подумать и осознать, ощутить что-то своё.

И вот эту возможность – «ощутить что-то своё» нам сейчас дает театр кукол.

И афишная тумба…

«Нет, так жить невозможно!»На самом деле, афишная тумба не действующее лицо, а часть декорации. Но говорящая. Художник для оформления использовал афиши того времени когда происходило действие «Каштанки».

Сам художник – Виктор Чутков – из Красноярска, куклы делали театральные мастера в Перми. В оформлении прослеживается буквально следование описаний в рассказе – никаких иных толкований. Каштанка – действительно полу-такса, и у нее лисья мордочка.

Как считает Виктор Владимирович, для спектакля очень важен как раз такой тандем: режиссер и художник. Если отношения налажены, если они понимают друг друга, то и спектакль состоится. Опыт работы в театре у Виктора Чуткова большой: он участвовал в постановках и кукольных спектаклей, и драматических, и музыкальных, в частности в опере «Боярыня Морозова». Был очень востребован буквально сразу после окончания Санкт-Петербургской (тогда еще Ленинградской) театральной академии.

Вышел на него директор театра, а уж он сам нашел коллектив, который сделал кукол.

Режиссер спектакля – Светлана Ондар. И они вместе решили, что основной акцент будет на снах Каштанки, именно через них передается идея произведения. Сны, надо сказать, у собачки страшные: то за ней гонится дворник с метлой, то большие черные собаки с клочьями прошлогодней шерсти на боках едят помои из большой лохани, и, оглядываясь на нее, скалят зубы и ворчат: «А тебе мы не дадим!» В общем, разные кошмары.

Куклы будут вполне реальные, настоящие. А сны – проекция. Должно очень интересно получиться.

Спектакль будет интересным и для детей, и для взрослых. Детям – произведение по школьной программе. Можно лучше понять, лучше запомнить. Текст – строго по Чехову. Взрослым – возможность не просто вспомнить старый «детский» рассказ, но и понять, почувствовать его по-другому. Попытаться разобраться, действительно ли за маской собаки скрыт «маленький человек», или здесь надо рассмотреть хайдеггеровский Dasein. Подумать, как быть, если жизнь подкидывает тебе шанс начать новую жизнь.

А может быть, кто-то увидит спектакль о театре?

Творческая интеллигенция дает возможность взглянуть на все с другой стороны. Предлагает путь к более достойной жизни. Однако в глазах не слишком грамотных и не слишком сведущих людей их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит, они нужны только для того, чтобы развлекать толпу. И как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна, и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Премьера спектакля состоится именно сегодня, в среду, 26 сентября, в день, когда выходит наша газета. Конечно, потом его будут повторять.  Не пропустите возможность посмотреть спектакль по чеховскому рассказу и взглянуть на все с другой стороны.

И. Качан

 


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Сказка о море – без моря, или «Алые паруса» – без Грина
  • Социальные комментарии Cackle