,
Партнеры

Фапик
  
  
sbis
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Спасти доброе имя женщины и предупредить об опасных местах…


Спасти доброе имя женщины и предупредить об опасных местах…

 (голосов: 0)

Спасти доброе имя женщины и предупредить об опасных местах…Научные конференции – дело серьезное, и, к сожалению, слушателей докладов на них бывает откровенно мало. А зря. Во многих сообщениях есть факты, которые заинтересуют всех. Например, знаете ли вы, что жену белогвардейца Бакича несправедливо обвинили в связи с красным партизаном Кочетовым? А где есть в Туве опасные места и как общаться духами? Предметом научного исследования может стать все, что угодно, но научной периодики у нас почти нет, и многие факты остаются неизвестными для жителей республики.

Жена Бакича вне подозрений

Спасти доброе имя женщины и предупредить об опасных местах…Не все доклады были прочитаны на Международной научной конференции « IV Центральноазиатские исторические чтения», организованной Тувинским государственным университетом при поддержке Правительства Тувы.

Трагическое событие не дало возможность присутствовать на Чтениях многим докладчикам. Лариса Чадамба должна была выступить с докладом «Значение научного наследия М. Х. Маннай-оола для развития археологической науки Тувы (к 85-летию со дня рождения)». Но вместо этого участвовала в организации похорон Монгуша Хургул-ооловича… Заслуженный деятель науки Республики Тыва, кавалер Ордена Республики Тыва, Ордена «Буян-Бадыргы» III степени, кандидат исторических наук, известный историк-археолог ушел из жизни 16 сентября  после непродолжительной болезни. Под руководством М. Х. Маннай-оола были открыты и изучены многие археологические памятники, датируемые разными эпохами. Одним из главных достижений М.Х. Маннай-оола считают исследование всемирно известного кургана Аржаан - I совместно с М. П. Грязновым.

Монгуш Маннай-оол был ветераном ТИГПИ, поэтому многие сотрудники института не смогли принять участие в научной конференции. Но их работы опубликованы в сборнике, который вышел как раз накануне IV Центральноазиатских исторических чтений, и у нас есть возможность с ними ознакомиться.

Спасти доброе имя женщины и предупредить об опасных местах…Доклад Николая Моллерова, доктора исторических наук,  назывался «После боя под Атамановкой: бакичане в Туве (1921-1932)» и начался с реабилитации доброго имени жены Бакича. Сам Николай Моллеров известен тем, что может ссылками на научные и исторические источники подтвердить каждое слово любого из своих материалов. Он никогда не берет во внимание слухи и другие недостоверные источники.

Несколько лет в разных СМИ (не скроем, и в нашей газете) были публикации, посвященные жене Бакича, что, мол, ее кочетовцы захватили в плен, и впоследствии она стала любовницей Кочетова. Якобы она сказала: «Все планы генерала я раскрою тебе лишь после того, как ты пообещаешь жениться на мне». То ли Бакич её не устраивал, то ли на сторону красных перейти решила красавица». Даже уточняют разные детали, что  «один партизан, вскочив на коня, поскакал в Атамановку к жене Сергея Кочетова Ольге. «Ты здесь сидишь, чаи распиваешь, а твой Сережа свадьбу играет с белогвардейской красавицей!» Вскочив на боевого коня, вооружившись саблей и наганом, Ольга через полчаса уже была в Ал-Кежике. Дверь в дом, в котором шумела свадьба, она открыла ногой и с порога хотела в упор расстрелять жениха с невестой».

Ну, может, и хотела жена Кочетова кого-то расстрелять, но явно не жену Бакича. Как убедительно доказал Моллеров, жена Бакича, Ольга Константиновна, вместе с их тремя детьми Михаилом, Владимиром и Еленой, во время боя под Атамановкой была на Дальнем Востоке в Никольске-Уссурийском. И, естественно, никак не могла попасть в плен к кочетовцам. После падения Белого Приморья Ольга Бакич с детьми в 1923 году перебралась в Харбин.

Кажется, имя Ольга – тогда было очень популярным. Так звали и жену Кочетова, и жену Бакича. И другую жену Бакича – гражданскую. Гражданская жена Ольга Якименко прошла с ним почти весь боевой путь – от Южного Урала до Китая. Они почти не расставались до трагического случая, когда в китайском Синьцзяне, в припадке нервной истерии Ольга Федоровна застрелилась. Это было в 1920 году. И она тоже не могла быть пленницей или любовницей Кочетова.

Тогда кем была женщина, взятая кочетовцами из обоза Бакича? Известно только, что, вероятно, ее звали Настей. Никаких других сведений нет. Но, в любом случае, имя жены белого офицера можно считать очищенным от подозрений.

Пасти овец только в женской одежде

Анай-Хаак Базырчап, ассистент кафедры общей истории и археологии ТувГУ, подготовила доклад на тему «Сакральные места у тувинцев с отрицательной маркировкой». «Отрицательная маркировка» – это, по сути, «плохие» места, там могут жить духи или черти. Конечно, сама она их не наблюдала и не исследовала. Объектом изучения стали легенды, былички о «нехороших» пунктах.

Как правило, это места, связанные с чьей-то гибелью, на перекрестке дорог, около кладбищ, сами кладбища, места захоронения в горах или пещерах. В общем – как и везде. Перекресток дорог почему-то считается каким-то особенным местом и в русской мифологии и в европейской.

Кстати, вера в то, что нехорошие места есть, вообще неистребима. Говорят, что ответственным людям, которые принимают в Ирландии решения относительно строительства дорог, приходится быть очень осторожными, чтобы случайно не влезть на территорию, которую уже облюбовали местные феи.

И Анай-Хаак Базырчап в своем докладе указывает на те места, в которых, по сообщениям местных жителей, может быть небезопасно для путников и пастухов. Например, небольшой пригорок Хана-Бары в Овюре, недалеко от Хандагайты. Говорят, что здесь обитают азалар (черти). Они тут разводят костры, привязывают своих коней. Могут забрать души людей, которые здесь побывали и потревожили их покой. Днем опасности почти нет, но ночью могут нападать. Женщина, которая рассказывала про аза, говорит, что ночью ее черти начали душить. А потом она услышала голос: «Женщина должна надевать женские вещи, а не брюки». Такое случалось несколько раз, и теперь она всегда надевает женскую одежду, когда пасет овец неподалеку. Как полагает рассказчица, это духи предков предупредили ее об опасности.

В Бай-Тайге на дороге Тээли-Шуй есть место Тар-Узук. Здесь сами останавливаются лошади и даже глохнут моторы машин. Как говорят информаторы, в этом тоже виноваты черти, которые хватают лошадей за ноги. В этой ситуации нужно кнутом или ножом обмахнуть ноги лошади или колеса машины, стряхивая прицепившихся аза.  Можно зажечь спичку или зажигалку и огнем обвести вокруг – тоже помогает.

Еще очень опасными считают заброшенные дома и оставленные чабанские стоянки. В общем, там лучше не ходить, а в случае, если кто-то покажется, ни в какие переговоры с духами не вступать.

Особенно в долине реки Тапсы, на переправе Оруктуг-Кара-Сук (Тропа к Черной Воде). Там, говорят, утонули отец с сыном. И днем и ночью можно услышать плач младенца. И когда люди переправляются, черт может у них что-то спросить. Вот только отвечать нельзя ни в коем случае. Если ответить, может случиться что-то плохое. Надежный амулет, способный  отгонять любых духов, – кнут из красной таволги.

Восемь принципов успеха

Айлана Кужугет, доктор культурологии, приготовила на конференцию не один, а целых два доклада. Один остался в сборнике, а второй она прочитала на заседании секции. Ко второму докладу мы еще вернемся и не раз – он посвящен проблемам межнациональных отношений и кризису идентичности. А сейчас – о докладе, который вошел в сборник: «Айлана Чадамба как представитель творческой интеллигенции Тувы».

В нынешнем 2018 году ей исполнилось семьдесят лет, в ТЮЗе работает уже сорок три года. И Айлана Леонидовна выработала для себя несколько принципов, которые могут быть полезным руководителям разных творческих коллективов.

Заменяемость. Коллектив детский, постоянно меняется. Не детский коллектив тоже может меняться. Надо всегда быть готовыми к замене.

Красочность. Она подсознательно понимает, что тувинским детям не хватает Сказки, Чуда, Зрелищ. Кстати, этого часто не хватает и взрослым. Красочность – прямой путь к успеху.

Состояние полета. Это – «фишка» Айланы Чадамба. Она очень любит птиц, это символично – они умеют летать. Состояние полета – это и полет фантазии вообще.

Сотворчество. Во взрослой жизни это выльется и в доброту, и в понимание других людей, и в общительность, и в наблюдательность, и в ответственность.

Детская непосредственность. Режиссер утверждает, что «нужно ставить спектакли с самими же детьми. Настало время театров самих детей». А мы добавим, что непосредственность и открытость вообще никому никогда не мешали.

Вера в талант каждого ребенка. Айлана Кужугет пишет о театральном режиссере детского театра Айлане Чадамба. Но вера в талант и креативность сотрудников может помочь развиваться любому коллективу.

Принцип команды – без комментариев. Это залог успеха не только тюзовцев, но и любого коллектива вообще.

Нравственность. Айлана Чадамба говорит: «Остается верить, что какой-нибудь спектакль сможет изменить человека к лучшему. Я уверена, что мои дети не смогут стать плохими людьми. Наша главная задача – воспитать в детях хороший вкус, чувство такта и порядочность в отношениях». Ну, нравственность – это, наверное, общий принцип любого успешного коллектива.

Научные конференции необходимы ученым, чтобы собраться, обменяться мнениями, чтобы быть в курсе всего нового, что происходит в области их научных интересов. Но они все очень интересны и обычным людям, не ученым. Здесь всегда можно найти что-то полезное для себя.

И. Вечорко


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Белогвардейская красавица (Партизанско–любовная история)
  • Выстрел в тайге
  • Яркие краски на Сером ручье
  • Социальные комментарии Cackle