,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Общество » Лётчик–путешественник


Лётчик–путешественник

 (голосов: 0)

Лётчик–путешественник«Читала про знаменитого Чкалова? У нас есть кызыльский вариант». В голосе собеседника – неподдельная гордость. Читала. А в голове проносится ассоциативный ряд: Герой Советского Союза, комбриг, лётчик-испытатель, первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Проходили в школе. Значит, хороший отзыв, о профессионале говорят.

Винтокрылый командир

«Кызыльский вариант Чкалова» тем временем сидит за штурвалом, скромно улыбается из кабины пилота и машет мне рукой, не подозревая о предстоящем интервью. Мы тоже машем в ответ. «Повезло нам с командиром. Но он вам вряд ли что расскажет…» Перспективы были не радужные. Однако впечатлениями о самых интересных уголках планеты Альберт Сабитов позже, уже на земле, все же поделился.

А пока мы любуемся Кызылом с высоты птичьего полёта, то спускаясь к самой поверхности Енисея, то взмывая вверх к горам. Отряд ждёт обновления техники, а сегодня командир принимает зачет у своей группы на старой доброй «ласточке» МИ-8.

Лётчик–путешественникВолшебники на вертолёте

О дальних горизонтах не было и речи, признается наш герой, авиация сама «влетела» в его жизнь в конце семидесятых. Места, где тогда служил отец, были на самом краю земли. Зимы снежные. Дорогу военному автобусу, который доставлял детей военнослужащих до школы, заметало часто. Такой погоде ученик начальных классов Сабитов Альберт втайне радовался – за ним прилетит вертолёт! Потому его и не тяготили уроки, учился прилежно, лелеял свою мечту однажды подняться в небо. Гул, стоявший от близлежащего аэродрома для истребителей, звучал как вызов для маленького мальчика.

Вскоре отцу – офицеру зенитно-ракетных войск - пришло время служить в другом регионе, и семья уехала. А самолёты и вертолёты отложились в памяти до самого выпускного в другой школе. Был 1985 год, когда юноша, осознанно решивший стать лётчиком, в старших классах начал серьезно тренироваться. С большой надеждой отправился поступать в Волгоград, в Лётное училище и… не поступил.

Первый полёт

А в Саратове тогда еще продолжался набор абитуриентов в Высшее военное авиационное училище лётчиков. Шла война в Афганистане, нужны были пилоты. Собрав всю волю в кулак, молодой Альберт поступил. И с того момента ни разу об этом не пожалел. Первый курс только грезил небом, не терпелось от теории перейти к практике. Вскоре группе будущих летчиков такая возможность представилась.

В торжественной обстановке, с оркестром, молодых людей наставники проводили в г. Сердобск Пензенской области, где располагался учебный полк. Впереди было целое лето для полетов. Впрочем, военной романтикой в первые разы и не пахло – сначала нужно было научиться отрывать вертолет от земли, машина иногда не слушалась, и все заканчивалось смятением и неуверенностью. А ощущения от первого полета на учебном МИ-2 командир авиаотряда Росгвардии помнит как сейчас. Нет, не чувство свободы охватило, а чувство долга и чести. Уметь – значит делать. Делать - значит приносить пользу. Перед молодым лётчиком открывались возможности помогать своей стране. Вместе с заветным дипломом лётчика-инженера в ноябре 1989 года Альберт Сабитов получил и направление для прохождения службы. В документе значился город Омск и номер воинской части, местонахождение которой никто в комендатуре по прибытии молодому офицеру в парадной форме не мог подсказать. Отчаяние настигло через несколько дней, когда деньги стали заканчиваться, и в один день случайно в гостинице его нашел офицер. Тот с облегчением выдохнул: «А мы тебя потеряли». Так новоиспеченный пилот пришел служить в секретную часть.

Лётчик–путешественникРежим боевых действий

Командир секретной части предложил три не менее секретных направления. Ужур был выбран только потому, что из родного Саратова туда ранее был направлен знакомый лейтенант – хоть один приятель. Оттуда через некоторое время Сабитов перевёлся в отдельный боевой вертолётный полк в г. Бердск. Там началась другая жизнь, полная «приключений» и скитаний, были проблемы с жильем, в неделю могли переезжать два раза. Сама служба проходила в режиме боевых действий сначала на Кавказе - полк участвовал в Чеченской войне. Тяготы и лишения, ужасы того времени постепенно забываются, говорит подполковник Сабитов, и сейчас предпочитает рассказывать не о деталях конфликта в горячих точках и потерях, а о том, какие люди населяют тот или иной регион, ту или иную землю.

Ангольско-русский борщ

В 2006 году полк по линии ООН вылетел в Анголу. В декабре Африка встретила авиационную группу летним зноем. Жить пришлось во французских казармах, прозванных «склепами», дышать – духотой, питаться – блюдами из мяса зебры, бегемота. Альберт Габдулович отметил: вкус у них почти как у курицы. Поверим на слово.

Местные повара старались, а через месяц уже научились варить щи, борщ и лепить пельмени. Флора и фауна, ландшафт Республики Ангола привлекали внимание больше всего: высокие горы, саванна, влажные тропические леса, пустыня Намиб, атлантический океан. «Все, как в мультфильме, - носорог идет, крокодил плывет - только мы все летали и от солнца прятались. И так целый год».

Говоря о добродушии народа, населяющего эту страну, командир признается, что скучает и мог бы снова потерпеть десятичасовой перелет, чтобы увидеть красивейшие водопады, отведать ангольско-русский борщ и душевно пообщаться с местным населением на всемирно понятном языке жестов.

Казахстан, где в 2008 году проводились крупномасштабные учения, стал следующей точкой на карте, куда отправился Альберт Габдулович в качестве руководителя вертолетной группы. Через год он снова очутился в Африке, уже в Судане. В государстве был раскол из-за найденной нефти. Жаркий пустынный климат на этот раз ощущался тяжелее, чем в Анголе. Если бы не своя очищенная вода, подхвативших местные болезни было бы больше. Работа шла тяжело, хотелось домой. Но вернуться удалось только через девять месяцев.

Крайний Север и снова Африка

В 2012-ом году подошел пенсионный возраст. Сабитов, уволившись, уехал в Ульяновск на курсы переподготовки получать пилотское свидетельство. Освоил авиационный английский и отправился работать на Крайний Север. Жизнь в Нефтеюганске и Новом Уренгое подарила новые ощущения.

Хотя для человека, любящего рельефность и красивые горы, заполярный круг, болотные реки, карликовые деревья показались не такими красивыми, как описывают в книгах и как рассказывают люди. Возможно, поэтому через год Сабитов снова был в Африке, только уже как гражданский пилот по линии ООН - в Республике Конго случился гражданский конфликт. Природа экватора впечатлила куда больше, потому как к этому времени желудок привык к разной экзотике.

Часто летали в Уганду, в город Гома, половину которого уничтожил когда-то вулкан. Озеро Виктория, истоки великой реки Нил, африканский разлом, вулканы… «Интересно было лететь над Конго, сначала датчик показывает северную широту, а после пересечения экватора - южную», - делится герой, жалея лишь о том, что не может передать ничем красоту того, что видел собственными глазами.

Лётчик–путешественникТува лучше, чем Африка

После Конго удалось побывать в коротком отпуске дома, в это время лётчика пригласили работать в Туву. Здесь в 2013-ом году он основал Авиаотряд специального назначения. Созданная авиагруппа стала по-настоящему семьей. Первый год жили в казарме, не французской, - своей. За пять лет в Туве республику излетал вдоль и поперёк, но уверен, что неизведанных красот в ней еще много. Планы на будущее еще есть, командир Сабитов мечтает взглянуть на просторы Камчатки.

«Рожденный летать к оседлому образу жизни не приучен», - шутит он и машет мне на прощание, еще не подозревая, что сам стал волшебником на вертолёте, который служит ради мира на всей земле.

Виктория Тас-оол, пресс-служба Росгвардии по РТ.

Фото из личного архива А. Сабитова


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Дембельский альбом Тувы
  • «Моё яркое лето». Итоги конкурса
  • Выстрел в тайге
  • Социальные комментарии Cackle