,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Кызыл » Дамба в Кызыле станет мощнее


Дамба в Кызыле станет мощнее

 (голосов: 0)

Дамба в Кызыле станет мощнее Многие кызыльчане, чьи дворы и огороды в весенний период неоднократно подвергались затоплениям, знают о непредсказуемости природы. И хотя в декабре говорить о возможных паводках рановато, читателей заинтересует новость о том, что дамбу в столице республики решено сделать на несколько километров длиннее. Какие районы Кызыла защитит новый гидротехнический объект, узнавала корреспондент еженедельника.

Опасные участки

Несмотря на то, что в последние четыре года уровень воды в Енисее был довольно низок, в паводковый период по всей Туве, и в столице, в частности, регулярно происходили случаи подтопления. Даже тем участкам в городе, которые защищены в какой-то степени дамбой, могут угрожать оползни, наледь, поднятие грунтовых или сход талых вод. То есть так или иначе они оказываются в зоне риска.

По словам начальника Отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты ГУ МЧС России по РТ Сергея Шампурова, прежде всего, речь идет о микрорайоне «Кожзавод», где каждое половодье насосные станции откачивают воды р. Тонмас-Суг обратно в Енисей. Следующие на очереди – левобережные дачи. В апреле на данном участке реки образуется массовое скопление льда, происходит затор воды. Проблема подтопления существует также для жителей правого берега и микрорайона «Орбита».

Еще более незащищенными являются участки в восточной части Кызыла, и пгт. Каа-Хем, где гидротехнические сооружения фактически отсутствуют. Но это временное явление, так как подготовка к строительству нового отрезка дамбы уже начата.

Третья очередь

«Рабочий проект дамбы III очереди был разработан еще в 2010 году абаканскими специалистами и получил положительное заключение Госэкспертизы», - рассказал начальник Отдела водных ресурсов Минприроды Тувы Николай Алдачи.

В текущем году строительство данного объекта вошло в перечень мероприятий республиканской государственной программы «Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод на 2014-2017 годы» и стало возможным по большей части благодаря федеральным субсидиям. Всего на реконструкцию будет выделено 193 миллиона рублей.

«Протяженность дамбы первой и второй очереди, которые ввели в эксплуатацию в 2010 году, составляет 18 километров. Новый объект, под официальным названием «Реконструкция защитных сооружений г. Кызыла, третьей очереди», прибавит еще 7 км 790 метров», - объясняет Николай Алдачи.

В конечном результате новая дамба, пролегающая по берегу Енисея от дома-интерната до р. Серебрянка, и по правому берегу - от исправительной колонии до коммунального моста, должна защитить от затопления паводковыми водами территорию, площадью не менее 410 гектаров, на которой проживает более двух тысяч человек.

Не просто взял да отсыпал

Срок реализации проекта – небольшой, уже в 2015 году дамбу должны ввести в эксплуатацию. В текущем году на ее реконструкцию выделено 84 миллиона рублей. На эту сумму подрядной организации ООО «Восток», заключившей госконтракт на выполнение данных работ, предстоит завершить строительство не менее 49% гидротехнического сооружения.

На данный момент на объекте начаты подготовительные мероприятия. С наступлением сильных морозов их придется остановить.

«При строительстве гидрозащитного объекта должны выдерживаться определенные технологии. Не просто взял и отсыпал. Необходимо проводить взрывные работы, для того чтобы «тело» гидротехнического сооружения, состоящее из гравийно-песчаной смеси, можно было укрепить скальными породами. В лабораторных условиях проверяются прочность самой скалы, а также плотность каждых 20-ти сантиметров утрамбовки дамбы», - пояснил корреспонденту еженедельника Николай Алдачи.

Качество выполненных работ проверяется несколькими контролирующими организациями. Да и подрядчик на готовый объект дает гарантию сроком на пять лет.

Носятся, как по трассе!

Как только новое гидротехническое сооружение будет построено и готово к эксплуатации, его передадут в собственность муниципалитету. Так же, как и дамбу первой, второй очереди. А вот здесь у Минприроды Тувы к городским властям есть большие претензии. До сих пор на гидротехническом сооружении не установлены знаки, запрещающие проезд автомобилям. Пользуясь этим, водители носятся по ней, как по трассе, выбивая гребень дамбы, возмущенно рассказывает Николай Алдачи.

«Есть такое понятие – «безопасность гидротехнических сооружений». Дамба - не проезжая часть, и передвигаться по ней могут только машины экстренных служб. Согласно правилам эксплуатации, на данном объекте должны регулярно проводиться ремонтные работы, на которые выделяются средства. Так вот, с такими хозяевами, можно сказать, что деньги расходуются впустую», - заключил начальник Отдела водных ресурсов.

Ездят - значит трамбуют

Однако начальник Отдела ГО и ЧС и единой дежурной технической службы мэрии г. Кызыла Владимир Нордуп придерживается иного мнения. Ревизия дамбы и подсыпка поврежденных участков происходит регулярно. На эти цели в уходящем году было потрачено один миллион двести тысяч рублей. В 2015 на обслуживание гидротехнического сооружения планируется потратить более пяти миллионов. А вот автомобили граждан не наносят никакого ущерба верхнему слою сооружения, а наоборот, трамбуют его. Да и машин там не так много. А на знаки наши водители все равно бы не обращали внимания. Такова позиция мэрии.

«Это непонимание сути вопроса, - отреагировал на данное заявление Николай Алдачи. - Существуют строительные СНиПы, где четко прописано, что утрамбовка должна идти, повторюсь, с соблюдением определенных технологий. И для этих целей используется специальная техника - катки, а не легковые автомобили!»

Проектом не предусмотрено

Специалисты строительной организации «Восток», у которых корреспондент еженедельника тоже решила проконсультироваться, пояснили, что проезд по дамбе вполне может быть, но, если это предусмотрено проектом. То есть изначально на гребне планируется асфальтобетонное покрытие. Как правило, гидросооружения на реке такого не предусматривают. Новый гидротехнический объект третьей очереди имеет ширину верхнего покрытия шесть метров, но проезд там будет предназначен только для ремонтников и экстренных служб.

А мне дамба не нравится!

Но судя по всему, перейдя в собственность мэрии, дамба станет очень даже проезжей частью. Так как, по мнению главного инженера МУП «Благоустройство» Сергея Анненкова, если по ней нельзя проехать, значит, она не рабочая.

«Вам рассказали, какой дамба должна быть по проекту, а я покажу, какой она является на самом деле. И если говорить о соблюдении СНиПов, то это претензии уже скорее к тем, кто строил данное сооружение»,- сказал Сергей Захарович, и мы отправились на машине с инспекцией по дамбе.

По дороге Анненков объяснял корреспонденту «Плюс Информа», для чего дамба все же должна иметь более широкую поверхность. В виду того, что некоторые ее участки нуждаются в ремонте, туда надо загонять бульдозеры, катки, грейдеры. Но тяжелой технике здесь нет места для маневра. Например, в районе «Орбиты» местами гребень сужается до 2,5 метров. Такая же ситуация на участке от коммунального моста и до устья р. Тонмас-Суг. «А дамбу, кстати говоря, в этом районе надо поднимать на метр. Остается вопрос, как это сделать? Сюда и пожарная машина не сможет подъехать. Она либо на дом завалится, либо в реку упадет», - развел руками специалист МУП «Благоустройство».

Точку в споре поставит Енисей

А как же быть с тем, что проект дамбы I и II очереди прошел гос­экспертизу? На это главный инженер ответил, что данного документа в глаза не видел. А вот в реальности объект не соответствует требованиям. По его словам, конечно, дамба на 100% воду не может остановить. Но, во всяком случае, она минимизирует потери. Для этого должен работать весь комплекс гидротехнического сооружения. «А у нас 80% шлюзов – это лишь имитация защитных конструкций. Когда мэрии сдавали дамбу, то все шлюзы были недоделанными»,- пояснил Анненков.

Действительно, во время поездки вдоль Енисея нам встречались в основном фрагменты этих самых шлюзов - две трубы, торчащие из земли, на которых нет винтового механизма, и задвижки, перекрывающие доступ воды. Корреспондент увидела только два рабочих шлюза. По словам Сергея Захаровича, оба они были построены еще в советские времена.

Обследования дамб ежегодно производится комиссией, в состав которой входят представители Минприроды Тувы, администрация города и МЧС. Вопрос неисправности шлюзов поднимается с 2010 года. Но пока природа нам благоволит, такие «мелочи», видимо, ставятся в разряд второстепенных.

Подводя итог, можно сказать, что дамба в Кызыле, к счастью, будет. Правда, так и не разрешенными остаются вопросы: удачно ли ее проектируют, добросовестно ли строят и правильно ли эксплуатируют? Как и прежде единства во мнениях специалистов, пытающихся защитить людей от наводнения, нет. Видимо, как и сказал напоследок корреспонденту «Плюс Информа» Сергей Анненков, точку в данном споре поставит великий Енисей.

Н. Черноусова


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Путин пообещал журналисту «Нового Века» не бросать «Кызыл–Курагино»
  • Год, как год – 2017
  • Выстрел в тайге
  • Социальные комментарии Cackle