,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Это интересно » Тайна Буяна–Бадыргы Монгуша


Тайна Буяна–Бадыргы Монгуша

 (голосов: 0)

Тайна Буяна–Бадыргы МонгушаВеликие люди рождаются не часто. Да и вообще – великими не рождаются, ими становятся. Но не все. Почему, когда и как в нужное время появляются лидеры? В День Тувинской государственности на прошлой неделе возлагали цветы к памятнику Буяна-Бадыргы в Кызыле. Но человек, с которым мы связываем возникновение тувинского государства, не мог ведь стать лидером сам по себе. Его роль в истории нельзя объяснить лишь тем, что он был нойоном. Что же было на самом деле?

Происхождение Хайдыпа

Все мы родом из детства. И думать, что Буян-Бадыргы просто был нойоном большого хошууна в нужное время, а дальше все пошло автоматически – нельзя. Да, у истоков государственности Тувы были нойоны. И эти нойоны вошли в состав первого правительства. Но нойоны-то были разные. Буян-Бадыргы не был потомственным нойоном. Как кстати, как и его приемный отец.

Байыр-оол Монгуш проводил исследование родословной нойона Хайдыпа. Он выяснил, что в XVIII веке группа зажиточных Монгушей охотилась в северной тайге Хан-Дээр (Кантегир) вблизи границы российской империи. Там они случайно наткнулись на истощавшего, полуживого, белого и голубоглазого парня, лежавшего в охотничьей избушке – он заблудился в таежных дебрях. Привезли в свой аал, выходили, откормили, и вскоре молодой человек стал своим в аале Монгушей, помогал по хозяйству. Быстро освоил тувинский язык, соблюдал нравы и обычаи новых родичей.

Пришло время, и он женился. У него в аале Монгушей – Ишкине – родился мальчик, которого прозвали Хайнакай («метис»).

Когда Хайнакай стал взрослым, у него появилось другое прозвище - Улуг-Ашак («мужик-великан»). Монгуш Хайнакай жил зажиточно, и было у него девять сыновей и три дочери, все с голубыми глазами. Хайнакай был здоровее и выше своего спасенного Монгушами отца. Когда он садился верхом на тувинского низкорослого коня, то его ноги чуть ли не касались земли.

У среднего сына Хайнакая было прозвище Ковей-Хойлуг («у кого много овец»), а звали его Хойтпак оглу. Одного из его сыновей звали Серенмей, это отец Саспык, который тоже имел девятерых сыновей и трёх дочерей.

Другого сына Хайнакая звали Кара-Бай, от которого и родился Монгуш Хайдып в 1859 году. Тогда Кара-Бай (по прозвищу Чанчаар-Чангы) был правителем Хондергейского сумона. Позднее погиб, неудачно упав с лошади. А его жена Долгар перекочевала на родину предков в местечко Чанагаш-Аксы Баян-Талы.

Когда нойон Дугер назначил Хайдыпа главой Аянгатинского сумона, тот откочевал туда вместе со своей матерью Долгар, с близкими родственниками, в том числе с табунщиком Номчула, отцом будущего Буяна-Бадыргы.

В общем, Хайдып был родным дядей Буяну-Бадыргы. И он не был нойоном, когда взял приемного ребенка.

Тайна Буяна–Бадыргы Монгуша«Возвышение кемчикского князя»

Воспитание в семье дает очень многое. Да, пожалуй, всё. Буян-Бадыргы в свое время выбрал курс на сближение с Россией. С Россией, а не с Монголией. А почему? Хайдып относился к русским враждебно. Почему сын взял другой курс?

Для этого посмотрим, как Хайдып стал нойоном, и каким человеком он был. Обратимся не к нашим современникам, а к человеку, который не питал к Хайдыпу вообще никаких добрых чувств – к русскому инженеру и чиновнику Всеволоду Родевичу, автору книг «Очерки Урянхайского края» и «Урянхайский край и его обитатели». (Обе этих работы можно найти в третьем томе «Урянхай. Тыва дептер»)

Родевич не слишком высоко отзывался об урянхайских чиновниках в целом. Они «по общему отзыву, оказываются людьми невысокого достоинства» и «о своих подданных заботятся мало». Но «исключением среди начальников является в последнее время Кемчикский князь Хайдуб (прим ред. - Хайдып); этот был умным и честолюбивым политиком».

Родевич пишет, что Хайдып поддерживал на Хемчике урянхайское земледелие, а развитие русского запрещал. Он покровительствовал развитию китайской торговли, но не мешал торговать и русским купцам. Он воспротивился в 1907 году разработке асбеста на Хемчике, пренебрегая законностью концессии на это дело, полученной французской компанией в Пекине и Улясутае. Кстати, заплатил за это штраф до 5000 рублей – деньги по тем временам очень большие.

Объяснение этому, конечно, есть. Хайдып не скрывал, что боится за свой народ, который будет оттеснен и подавлен, если допустить основание европейских колонистов.

Но и в справедливости ему не отказать. Например, в деле увода овец на Шагонаре у крестьянки Тарховой он приговорил виновных к наказанию плетьми.

Родевич прослеживает возвышение Хайдыпа. Простой урянхаец, впрочем, достаточно состоятельный и сильный, становится главой сумона. Потом, в 1901 году, Хайдыпа китайская власть назначает руководителем Хемчикского хошууна. Купил ли он эту должность? Вряд ли. Родевич не питал к нему добрых чувств, и он бы точно написал как и за сколько была куплена должность. Начальником он стал именно за свои деловые качества.

А вот потом, да, вложил средства. Но не столько в себя, сколько в хошун. Потому, что сначала он ведь был подчинен Амбынь-нойону. Но «истратив до 60 000 лан серебра (около 90 000 рублей) на подарки, получил знаки независимого княжеского достоинства – красный шарик и перо на шапку, и под титулом князя Хайдуб стал уже соправителем Амбань-Нойона в Урянхае, владея большей частью Кемчикских родов. Наконец, в 1908 году новыми подарками Улясутайскому Цзяньцзюню на сумму 17000 лан серебра Хайдуб подчинил себе и Бесь-хошун (Бейсе-хошун)».

По сути, он выкупил два больших кожуна от монгольского управления!

Тайна Буяна–Бадыргы МонгушаЧему Хайдып учил сына

А вот теперь уже подходим конкретно к загадке Буяна-Бадыргы. Хайдып умер в 1909 году, когда его сыну было всего 16 лет. О том, какое образование получил мальчик, точно не известно. Есть мнение, что наследника начали учить тибетской и монгольской письменности с пятилетнего возраста, пригласили самых образованных людей того времени. И Буян-Бадыргы в 12 лет свободно уже говорил на монгольском, китайском, русском и тибетском языках. По другой версии, Хайдып сразу после усыновления отправил Буяна-Бадыргы в закрытый храм в Китае. Забрали юношу оттуда только после внезапной смерти Хайдыпа. Еще по одной версии духовное образование он получил в Халхе, а светское – при канцеляриях в Кобдо и Улясутае.

Вот только когда Буян-Бадыргы был ребенком (он родился 25 апреля 1892 года), Хайдып еще не был нойоном, и вряд ли имел возможность дать сыну действительно серьезное образование.

Известно, что вначале Буян-Бадыргы твердо держался политики на сближение с Китаем. У него было намерение прекратить торговлю с Россией. Он сформировал двухтысячную армию для охраны китайских торговых точек в Туве. Во время антикитайского движения, вспыхнувшего в Туве в декабре 1911 года, хемчикские нойоны во главе с Буяном-Бадыргы выступили в защиту китайских торговцев. А узнав о погроме китайских фирм и лавок в Оюннарском хошуне, Буян-Бадыргы заявил: «Допущенные чиновниками Оюннарского хошуна разгром и ограбления китайской фирмы и её лавок совершены незаконно. За то, что допустил эти бесчинства, амбын-нойону быть без головы. Считаю впредь недопустимым беспокоить китайцев. Маньчжурская власть над Тувой была и остается в силе». (Письмо Даа-нойона Кобдинскому Хевей Амбыну // Рукописный фонд ТИГИ. Ф. 115. Д. 23. Л. 17).

Тайна Буяна–Бадыргы МонгушаМожно ли говорить, что это была верность взглядам отца? Был ли он воспитан в духе подчинения Китаю? Ну, можно считать и так, хотя на самом деле вряд ли. Его последующие действия – курс на сближение с Россией, образование государства в центре Азии, показали, что это не так.

Хайдып, внук полукровки Хайнакая научил сына, пусть и приемного, самому главному – верности своему народу. Научил всегда быть на страже интересов своего народа. Это у них было семейное качество, судя по деятельности родного брата Хайдыпа камбы-ламы Верхне-Чаданского хурээ Лопсана Чамзы.

Принося цветы к памятнику Буяна-Бадыргы, мы чтим и его предков, людей, воспитавших тувинского общественного и государственного деятеля, основоположника тувинской государственности.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Кобдо: открытия и противоречия
  • Устуу–Хурээ – случайности не случайны
  • Памятник рухнувшей надежде
  • Социальные комментарии Cackle