,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Это интересно » Как привести в Туву туристов


Как привести в Туву туристов

 (голосов: 0)

Как привести в Туву туристовКонечно, в деле привлечения туристов в Туву самую большую роль играет президент России Владимир Путин. Стоит ему только провести несколько дней на природе в Туве, как все начинают обсуждать тувинские озера и тайгу. Но и многие другие, каждый в свою силу, могут сделать республику привлекательной для туристов. Как и чем их «заманить» сюда? Есть такой вариант: мы поможем соседям, а они помогут нам. Ну и Чингисхан поможет.

Усинский тракт

Заранее прошу прощения и у президента, и у министра обороны страны, но не всех привлекает рыбалка в таежных реках. Понятно, что для них побыть в относительном уединении уже отдых, но большинство людей ведут менее насыщенную стрессами жизнь, и им будут интереснее новые впечатления и новые люди.

Впрочем, мы сейчас больше о том, как именно привести и привезти в Туву туристов. Личный самолет есть не у всякого. Авиарейсов пока немного. Добираться на машине через перевал? Красиво, но долго. Да и страшновато, дорога тяжелая.

А ведь можно даже дорогу сделать туристически привлекательной. Особенно если она носит загадочное имя – «Усинский тракт». И находится совсем рядом с теми местами, которые туристы уже облюбовали – с природным парком «Ергаки». Вот как бы этих туристов понемногу перетянуть к нам…

Что одному трудно, можно сделать вдвоем. Если, например, наше Минкультуры свяжется с администрацией села Верхнеусинское, они могли бы создать межрегиональный проект по развитию туризма… Ладно, раскроем карты: они уже давно связались, проект давно разработан, больше того, под него село уже получило грант на развитие. И – еще больше – на прошлой неделе состоялась апробация нового туристического маршрута по старому Усинскому тракту (через тайгу) «Кызыл - с. Верхнеусинское».

Как привести в Туву туристовПока на машинах…

Интересно было бы проехаться на телеге (в тарантасе, бричке, двуколке) по той дороге, по которой ехали сюда первые русские поселенцы – старообрядцы, уходившие от государственного ока. Они ведь ехали не по М-54, которой тогда еще, кстати, и вовсе не было. Они ехали по тайге и по степям. По каким местам? По очень красивым. А если ехали во второй половине лета, то по дороге собирали грибы-ягоды.

И ведь эта дорога сохранилась! Сто лет назад по ней ездили чиновники из управления Урянхайским краем. По ней ездил Габаев, пока еще не построил Белоцарск.

По ней сейчас проехалась делегация из Тувы для апробации маршрута: глава Кызыла – Дина Оюн с дочерью, директор агентства по делам национальностей Вера Лапшакова, директор центра русской культуры Марина Климина, тележурналисты ГТРК и корреспондент газеты «Плюс Информ». Делегацию из Верхнеусинска возглавлял председатель администрации Александр Екимов. Он же выступал в роли гида. Кстати, очень хорошего гида. И, как выяснилось уже в самом селе, большинство ее жителей хорошо знают историю родного села, легенды, связанные с различными местами. А те, кто не знал, – это, как правило, гости, приехавшие к родственникам.

Насколько можно было понять, даже участие ребенка в апробации было не случайным – надо было посмотреть, насколько все будет интересно для разных категорий туристов.

Как привести в Туву туристовСтарая дорога

К огромному огорчению, новый маршрут начинается пока от Шивилига. Это интересное историческое место. Когда-то именно здесь стоял тувинский пограничный пост. Конечно, от старого здания ничего не осталось, впрочем, это строение вряд ли представляло какую-то ценность – просто домик, казарма. Сейчас здание поста ГИБДД очень красивое, с национальными элементами в оформлении. Говорят, у кого-то был проект поставить здесь памятный знак – коновязь. Это и символ Тувы, и символ воинской доблести пограничников. Может быть, когда-то его и установят. И именно в рамках этой межрегиональной программы.

Проехаться по старой дороге до Турана сейчас не удалось, наша часть маршрута пока не разработана – это будет возможно только через какое-то время. Будем надеяться, не очень далекое.

А вот от Шивилига можно было ехать по трем дорогам. Первая, главная трасса, отпадала полностью. Потом еще была дорога, асфальтированная в советское время, и была совсем уж сказочная – старая дорога. Дорога через лес, по которой ездили не только первые поселенцы, но и комиссары по делам Урянхайского края Церерин, В. Григорьев, А. Турчанинов, чиновники управления главного начальника края, чиновники переселенческого ведомства, ведавшие устройством русских поселений.

Очень легко было представить, как они ехали по этим местам. И как собирали грибы. Грибы росли везде – некоторые выстроились вдоль дороги, другие немного поскромничали. И стояли, прикрывшись листиками или прутиками, в некотором отдалении. Большой полиэтиленовый пакет грибов собрали мимоходом, рассматривая старую дорогу. К сожалению, для машин она была несколько неудобной, поэтому поехали по асфальтированной. Кстати, в советское время делали асфальтовое покрытие на совесть – дорога хорошая. Но не такая романтичная, как старая.

Как привести в Туву туристовНулевой километр и другие

Нулевой километр находится на небольшом перевале, и он уже – на территории Красноярского края. Приготовились к разочарованию? Не надо! На этом перевале есть небольшое оваа – все-таки жители Тувы тоже тут ездят, и нередко. У перевала сели отдохнуть несколько молодых парней, но они быстро уехали, увидев нас.

Все про бывшую нейтральную зону рассказал Александр Екимов, он же показал и место, где стояли российские пограничники.

Потом доехали до поля, которое называют Солдатским полем. Это связано с легендой о старой трагедии. Как раз в те времена, когда еще здесь была застава, из дома возвращался на пост один солдат (его имя утрачено, может быть, навсегда). У входа в долину на него напали волки. Он долго отбивался, волков было немало. Солдат был человеком сильным, и порубил шашкой всю стаю. Но потом, устав, совершил непростительную ошибку – они засунул шашку в ножны, не оттерев ее от крови. И когда он уже подходил к заставе, на запах крови пришла другая стая. Отбиться от нее солдат уже не смог – слишком много сил потерял, сражаясь. Солдат погиб. А это поле и сейчас зовут солдатским.

Есть здесь и еще одно интересное место, мы бы назвали его Чеди-Холем, ну а тут его зовут Семиозерьем - семь небольших озер, сейчас совсем крошечных. На этом месте был ветеринарный контроль. Без проводника-гида ехать было бы не так интересно – сейчас здесь ничего нет. Но в рамках межрегиональной программы, может быть, здесь будет стоянка, на которой путники смогут отдохнуть.

Как привести в Туву туристовДрагоценные свидетельства истории

Один из этнографов определил названия географических объектов драгоценными свидетельствами, иногда даже единственными, по истории Сибири, по передвижениям и перемещениям народов.

Если их расшифровать, они могут рассказать, кто и когда жил на той или иной территории, какие в разные времена были природные условия, насколько высок уровень экономико-хозяйственной жизни, показать обычаи и верования народов.

Здесь даже особо расшифровывать ничего не надо. Вот, например, местечко, которое местные жители называют Ката-Булун. Но уточняют, что тувинцы его называют Хатаг-Булун. На самом деле это Хаттыг-Булун – Ветреный Угол. Угол образуют сходящиеся горные хребты. Ну а ветер здесь почему-то действительно постоянно дует.

Река Иджимка – не от тувинского ли слова эргим, эжим – друг? Археологи, которые исследовали курганы по маршруту будущей железной дороги «Кызыл-Курагино» нашли здесь немало захоронений. И они считают, что полученные ими материалы следует рассматривать именно в контексте развития культур эпохи поздней бронзы и предскифского времени Тувы, а не Красноярского края или Хакасии.

Здесь же недалеко есть стоянка Ондаров. Местечко, где она расположена, называют Куярд, но это тоже тувинское название. На русском языке будет выглядеть смешно: мы скажем (и напишем) Хой-Арт, получится – Овечий Перевал. На самом деле вместо буквы «о» нужно писать тувинскую букву «о с перекладинкой» - и тогда название прозвучат правильно – Много Перевалов.

Впрочем, и само название основной реки в этом месте – Уса, тоже может о многом сказать. Ус – по-тувински «черпать». А этот корень хорошо прослеживается и в названиях других рек: Минуса – мен (я, или мин – по-хакасски, ус) – «я черпаю»; Бирюса – бир (один) ус. Впрочем, по-монгольски «ус» – «вода», «река». Может, и монголы сюда доходили со своими стадами.

Как привести в Туву туристовСтоянка Ондаров

Это не древнее поселение. Это настоящие тувинцы из Тувы, из Сут-Холя. И даже конкретно из Алдан-Маадыра. Так получилось, что два брата-близнеца Шулуун и Шолоок Ондары много и хорошо поработали на благо Тувы. Шулуун Шурженмеевич был учителем физкультуры в Сут-Холе, Чадане, Кызыле. Его брат – рабочий. В 1970 - 1980-е годы они были в числе сильнейших хоккеистов республики.

Но когда Шулуун Ондар решил осесть на земле и собрать всю свою родню, в Туве им места не нашлось. Да, это кажется жестоким, но говорят, что если человек отсутствовал на своих родовых землях более 25 лет, то ему уже нельзя возвращаться. Как это ни странно, но и в других кожуунах тоже земли для него не было.

А в Верхнеусинском готовы идти навстречу всем, кто хочет работать. Сейчас у братьев Ондаров здесь большая стоянка, много овец, коз, коров, коней… Кстати, на этих конях могут покататься будущие туристы. Особенно выделяется один гнедой красавец, но это – проблемный конь: очень ревнует своих кобыл.

Обряды на этой стоянке помнят и соблюдают. Красивая коновязь здесь стоит не просто так, ее используют именно как коновязь. На стене – богатая упряжь. Под летним навесом – резные деревянные шахматы и книги на тувинском языке. Хозяин не позволяет сжигать старые шесты для юрты, говорит, что юрту тоже надо поставить.

Ондары ведут сейчас более оседлый образ жизни, чем предки. Их свинья прогулялась до леса, и теперь в стайке гуляют удивительные лохматые кучерявые «метисы» - помесь домашней свиньи и дикого кабана. На зиму заготавливают много корма – нет нужды кочевать на новое место для того, чтобы зимой пасти овец.

И они не забыли, как делать хан и другие деликатесы из баранины. На этой стоянке предполагают сделать первую или вторую остановку для будущих туристов.

Как привести в Туву туристовКузнечики, ящерицы и песни у костра

Едем дальше. Тут места запоминают по именам прежних хозяев – заимка купца Черноусова, например, владельца большого маралятника. Кстати, это был родственник того Черноусова, который работает в мэрии Кызыла. Или заимка купца Сухорукова. Недалеко от этой заимки сейчас есть стоянка другого нашего земляка. Проехали быстро, но юрту и коновязь успели рассмотреть.

А около бывшей заимки Черноусова разбили платочный лагерь. Первое впечатление – парк Юрского периода в миниатюре: ящерицы бегали везде. Их было много, но, к счастью, – крошечные и не кусались. Второе впечатление – нашествие кузнечиков. К кузнечикам мы отнесли и кобылок, которые вообще-то саранча. Но ведь все они похожи. Просто кобылки были такие огромные, яркие, и так высоко скакали… В энциклопедии пишут, что «длина взрослого насекомого до 25 мм у самки и до 23 мм у самца». Но на вид многие казались гораздо крупнее – не меньше четырех сантиметров.

Они быстро оккупировали и машину, и палатки. А может, приняли нас за оккупантов и стали прогонять?

Ну, что можно сказать о вечере, проведенном у костра? Это все знают. Правда, будущим туристам может повезти меньше нашего – не для всех глава администрации будет играть на гитаре и петь песни. Так незаметно все вспомнили кучу песен семидесятых и немного восьмидесятых.

Таежный чай, шашлык – все, как полагается. Это уже будет доступно всем, кто поедет по тракту. И, что особенно удобно, здесь тоже была стоянка, только другая – здесь в свое время капитально обустроились археологи. Сохранились скамейки вокруг костра, деревянные постройки для шатра-столовой, погреб для продуктов, фундамент бани и все остальное. Удобно и уютно.

Как привести в Туву туристовВерхнеусинское. И стремя Чингисхана

Верхнеусинское - административный центр Верхнеусинского сельсовета. В состав сельсовета входят поселки Маралсовхоз (осталось только несколько жилых домов, потому что маралятника уже нет) и Терешкино, село Нижнеусинское, деревня Усть-Золотая.

В XIX в. рассказы казаков, купцов, промысловиков о богатой земле, удобной для заселения, привлекли в долину Уса людей, искавших прекрасную мифическую страну под названием Беловодье. Примерно в 1815 г. по Мирской тропе, которая была тогда одним из торговых путей из Минусинского уезда в Урянхайский край, верхом на лошадях, со скотом, вслед за торговцами прибыли в долину Уса 12 семей. Зимой по Усу заехали еще 10 мордовских семей, в районе речки Макаровки поселились три монаха, пожелавшие обосновать свой скит.

В 60-е годы XIX века сюда приехал Фома Егорович и большая группа староверов из Тобольска. Они решили осесть в этой долине, основав секту так называемых странников (старообрядцы страннического толка). Сначала жили в тайге, в трех верстах от села, потом начали селиться на реке Ус, где и основали две деревни - Верхнеусинская и Нижнеусинская, разделенные рекой.

Первые дома были рублены топором, без пилы. История села интересна, сохранились колоритные сибирские постройки, в которых общая большая крыша над воротами и забором хорошо защищает всю фасадную часть усадьбы от действия непогоды.

Как привести в Туву туристовА 30 декабря 1885 года был образован Усинский пограничный округ, и в селе Верхнеусинское находилась резиденция генерал-губернатора этого округа.

С началом строительства Усинского тракта, прошедшего через округ, поток переселенцев в Верхнеусинское увеличился.

В 2015 г. в Верхнеусинском отметили 200 лет со дня основания поселения. Говорят, что в местном школьном музее есть экспонаты, посвященные строительству Усинского тракта. Есть и один загадочный предмет - таинственное стремя. По предположениям, это стремя монгольское, возможно, его потерял кто-то из воинов Чингисхана, а сюда привезли из Тувы. Но музей мы не увидели, он сейчас был закрыт.

Зато показали небольшой фильм о строительстве Усинского тракта. В его создании принимали участие местные учителя и библиотекари, сотрудники администрации поселка. Они нашли удивительно много фотографий со строительства.

Нашей делегации было интереснее всего посмотреть на дом, который занимала резиденция генерал-губернатора. В советское время там была гостиница. А сейчас здание пустует. Но, как предполагается, здесь вновь будет гостиница.

И еще есть одна достопримечательность – вантовый мост. Подвесной мост был построен давно, но был только пешеходным. Во второй половине XX века построили мост, по которому могут ездить машины. А недавно получили грант на его ремонт и обустройство территории рядом – небольшая площадка, скамеечки.

Туристам, кто интересуется историей освоения Сибири, предложенный маршрут будет очень интересен. Как и тем, кто интересуется историей Тувы. Смогут ли усинцы «оттянуть» часть туристов у Ергаков? Сможем ли мы потом «перетянуть» их в Туву? Об этом мы можем предполагать. А те, кто этим занимается, в успехе не сомневаются – иначе зачем все и начинать!

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Габаев – человек–загадка
  • Выстрел в тайге
  • Яркие краски на Сером ручье
  • Социальные комментарии Cackle