,
Партнеры

Фапик
  
  
sbis
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Информ-совет » Страничка для детей и их родителей^ Полюбите её!


Страничка для детей и их родителей^ Полюбите её!

 (голосов: 0)

О пользе книг и чтения сказано немало. Люди отмечали ценность книг с тех самых времен, когда начали появляться первые рукописи. Но читающие и нечитающие люди были всегда. И, может быть, действительно, не так уж и важно, дружит человек с книгой или нет? Ведь живут же люди и без этого. Однако многие учителя, родители и общественность бьют тревогу: дети и взрослые, увлекшись сериалами, бессмысленной перепиской в соцсетях и мессенджерах, играми в смартфонах и компьютерах, перестали читать. Чем это опасно и как вернуть книгу в семью?

Клиповое мышление уводит читателя от литературы

 Страничка для детей и их родителей^ Полюбите её!Сейчас каждый ребенок дошкольного возраста умеет пользоваться компьютером, у него уже есть страницы в многочисленных приложениях соцсетей и есть всевозможные гаджеты. Технику, кстати, делают максимально понятной для детей, чтобы они все свое время тратили на пластинку из пластмассы и стекла с микросхемами. Кроме того, читать книгу труднее, чем смотреть телевизор. Ведь при чтении требуется серьезная умственная работа. Смотреть телевизор или заниматься сёрфингом в интернете гораздо легче и сродни наркотическому воздействию.

Наверное, каждый человек знает, как сложно бывает выключить телевизор или уйти из беседы в чате. Это захватывает, доставляет эмоции без особых усилий. Формирование клипового мышления* приводит к тому, что люди стараются не читать «толстых» книг, требующих долгого движения в одном направлении – надо удерживать в памяти сюжетные линии, всех героев. Клиповое мышление предполагает быстрое восприятие и обработку информации, не подразумевая сосредоточенности и вдумчивости. Следствием этого являются трудности при формулировании мыслей и идей.

Путь к бездуховности

Школьнику, воспитанному на комиксах и примитивных мультиках, трудно понять произведение какого-либо классика отечественной и мировой литературы. Его ум нередко вообще теряет способность анализировать материал и связывать отдельные фразы и факты в единую картину. Получается, что литература умирает потому, что не уживается с прогрессом. Но вот дети… Дети! Литература всегда была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно. Кроме того, с прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

Вернуть книгу в семью можно

Страничка для детей и их родителей^ Полюбите её!Желание многих родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо: чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили от них и потрепанные переплеты любимых книжек еще из нашего детства, и новые, еще пахнущие свежей типографской краской… Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой… Чтобы он легко учился в школе и вырос грамотным, образованным, добрым, честным и воспитанным. Однако взрослые забывают о том, что, прежде всего, чтобы дитя стало читателем, его с раннего детства должны окружать книги, а не смартфоны, компьютеры и телевизоры. Благо, современные книжные издательства идут навстречу спросу. Сейчас легко можно купить яркие книги с картонными или пластиковыми страницами для самых маленьких, книжки-игрушки или книжки-раскраски для дошкольников, произведения классиков и современных авторов для подростков. Кроме того, домашняя библиотека должна быть семейной реликвией, которая передается из поколения в поколение.

Как же воспитать настоящего читателя?

1. Читайте, уважаемые взрослые, сами! Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей. Ведь ваши дети тоже делают для себя однозначные и печальные выводы, если не видят вас с книгой: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира». «Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда». «Мой папа никогда ничего не читает, почему это должен делать я?» Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой.

2. Читайте с рождения. Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник, поэтому с ним можно уже обсудить прочитанное. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

3. Сделайте чтение игрой. Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Например, одна мама уже взрослого читающего сына, поделившись опытом, рассказала, как договаривалась с ним перед чтением: «Ты читаешь первое слово абзаца, а я – все остальное». Позднее, когда мальчик стал читать лучше: «Ты читаешь первую строчку, а я – все остальное», «А давай по очереди: один абзац ты, другой я».

4. Учите стихи. Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

5. Пусть литературу выбирает ребёнок. Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память. Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

6. Выбирайте правильные аргументы. Неубедительно: «эту книгу вам задали в школе», «эту книгу мы давно не читали», «тебе обязательно нужно прочесть эту книгу», «эту книгу рекомендовал продавец книжного», «эта книга нравится всем». Серьёзные доводы: «эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться», «эта книга автора, чьи произведения тебе нравятся», «эта книга про то, что ты любишь», «эта книга попала к нам домой магическим образом».

7. Сделайте покупку книги приключением. На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны. Для малышей сейчас можно даже купить специальную книжку, которая не намокает в воде. Там буквы, цифры, рисунки, и с нею можно купаться!

8. Посещайте библиотеку. К счастью, детские библиотеки еще живы! Даже если у вас дома неплохая подборка книг, запишите своего школьника в библиотеку. Ведь там и книг гораздо больше, и атмосфера абсолютно другая. Даже особый запах старых или новых книг притягивает. Кроме того, библиотекари часто проводят различные конкурсы, турниры по книгам, с призами, подарками и чаепитием, что тоже может привлечь ребенка к чтению. И такое времяпровождение намного полезнее бессмысленной переписки в соцсетях или просмотра сериала.

9. Создайте ребёнку правильное окружение. Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

10. Читайте книги, которые читает ваш ребенок. Интернет сегодня тоже предлагает подросткам разную литературу для чтения. Иногда это могут быть произведения сомнительного или вообще негативного содержания. Обязательно интересуйтесь, что читает ваш сын или ваша дочь. Не поленитесь, прочтите и вы, чтобы, во-первых, быть на одной волне, а во-вторых, обсудить прочитанное или вовремя среагировать, если содержание вызывает тревогу.

 

* Клиповое мышление (от англ. «clip»- отрезок чего-либо, отсечение, вырезка) - термин, впервые предложенный Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком коротких ярких образов, появляющихся в телепередачах, новостях, видеороликах, газетах. При клиповом мышлении человек обрабатывает много разнородной обрывистой информации поверхностно, не делая глубоких выводов.

Л. Хуснутдинова


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Нет повести печальнее на свете, чем повесть о сидящем на диете в мечтаньях ...
  • Вопрос–ответ
  • Социальные комментарии Cackle