,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Отрасль оленеводства в нашей республике по-прежнему находится в очень тяжелом состоянии. Попытки оленеводов Тоджинского района получить поддержку от властей были предприняты не один раз, но отклика пока не получили. Так, 11 декабря 2010 года, несмотря на все сложности, оленеводы приехали в город Кызыл в Министерство сельского хозяйства РТ для того, чтобы рассказать о наболевших проблемах. Состоялось собрание, но все осталось без изменений.

Также 7 февраля 2011 года было повторное собрание оленеводов в с. Адыр-Кежиг Тоджинского района, но администрация Тоджи не сочла нужным присутствовать на данном мероприятии. Об этих и других проблемах говорили в октябре в Общественной палате республики на заседании Комитета по вопросам регионального развития северных районов и местного самоуправления. В начале 1990-х годов оленеводческие колхозы стали банкротами, лишившись государственной поддержки, в результате чего и произошло резкое сокращение поголовья оленей. Для сравнения: если в годы Великой Отечественной войны поголовье оленей Тувы превышало 20 тыс. животных, то в настоящее время на выпасе у кочевников всего 1 тыс. 274 оленей, из которых 541 оленя выпасают 13 семей оленеводов и 733 оленя у 16 семей, состоящих в МУП «Одуген». Ситуация бедственная. А от сохранения отрасли зависит сохранение целого народа и его культуры. Ведь домашнее оленеводство у тувинцев-тоджинцев является основной отраслью традиционного природопользования и является материальной и духовной основой самобытной культуры. Численность тувинцев-тоджинцев, по последним статистическим данным, составляет порядка 4 тыс. 400 человек, из них кочевого населения - 150 человек, сосредоточенных на оленеводческих базах верховья Бедий, в местечках Аг-Суг, Кызыл-Даштыг, Одуген. Социальное положение оленеводов Тувы на самом низком уровне. Зарплат, как в других регионах, они не получают. Никаких льгот не имеют. Нужно отметить, что оленеводами в Тоджинском районе в основном работают люди пенсионного возраста, молодое поколение не хочет заниматься оленеводством, ссылаясь на неустроенность быта оленевода и отсутствие финансовой поддержки.

Заслушав и обсудив состояние развития оленеводства в Республике Тыва, Комитет по вопросам регионального развития северных районов и местного самоуправления Общественной палаты Республики Тыва рекомендовал ответственным за отрасль структурам предпринять меры для того, чтобы помочь сохранению оленеводства в республике. Так, в частности, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РТ предложено разработать проект республиканской целевой программы развития оленеводства на 2012-2017 годы и представить в Правительство Республики Тыва для утверждения.

Т. Юрина

Подробнее

Для Тувы, многие жители которой во время суровых зим отапливают свои дома углем, цена на этот вид топлива всегда играла очень важную роль. И его подорожание каждый раз вызывало споры на самом высоком уровне. Не успело правительство забыть судебные тяжбы 2010 года с ООО «Тувинская горнорудная компания» (ТГРК), как оно вновь решило повысить цены на свою продукцию на 20%, начиная с 1 января 2012 года. Тувинское Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) уже возбудило против промышленников дело о нарушении закона «О защите конкуренции». ТГРК же в свою очередь сдаваться и отступать не собирается, объясняя увеличение стоимости угля растущими издержками его добычи. Начался новый виток непонимания.

Не первое дело

Если говорить о борьбе антимонопольщиков с «Тувинской горнорудной компанией», то это не первый случай. В июле 2010 года ТГРК уже поднимало цены на уголь на 20%, с 1300 до 1560 рублей за тонну, что на тот момент, по мнению властей Тувы, являлось превышением установленного правительством региона предела и могло серьезно разбалансировать бюджет и всю экономику нашей республики.

Тогда УФАС признало компанию нарушившей требования пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены на уголь. Проверка показала, что некоторые расходы, отнесенные к себестоимости угля, оказались завышенными.

На основании этого предприятию было предписано не повышать цену на твердое топливо до 1560 рублей за тонну. Естественно, компания с таким решением не согласилась. Дело дошло до Кызыльского арбитражного суда, который признал требования антимонопольщиков законными.

Но до реального штрафа и снижения стоимости твердого топлива так и не дошло. Дело в том, что ТГРК опротестовала решение УФАС в республиканском арбитражном суде, который поддержал компанию. В итоге мы стали платить за уголь на 20% больше.

Попытка №2

И вот начинается новая тяжба с «Тувинской горнорудной компанией», которой уже стало мало 1560 рублей за тонну, и она решила поднять плату еще на 20% с 1 января 2012 года. Управление федеральной антимонопольной службы Республики Тыва провело проверку обоснованности увеличения ТГРК стоимости угля; в отношении нее возбуждено дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены», - сообщают антимонопольщики. На 10 ноября назначено первое его слушание.

Прения сторон

До этого времени компания собирается предоставить в УФАС документы, обосновывающие ее позицию. А она у «обвиняемых» уже выработана, если верить заявлениям представителей ТГРК журналистам.

Увеличение угольщиками цены на твердое топливо связано с ростом себестоимости его добычи, что, в свою очередь, является следствием роста цен на горюче-смазочные материалы и взрывчатку. Кроме того, «Тувинская горнорудная компания» реализует инвестиционную программу, направленную на увеличение объемов добычи угля на Каа-Хемском и Чаданском разрезах до 1,8 миллиона тонн в год к 2015 году. Она заявляет также, что «не занимает монопольного положения на угольном рынке Тувы - в республике есть другие производители угля, есть возможности для его завоза из соседних регионов, в первую очередь, из Хакасии», - сообщает РИА Новости.

Кроме того, ТГРК отмечает, что ее инвестиции в модернизацию действующей и приобретение новой техники в 2010 году составили более 140 миллионов рублей. Это, в свою очередь, позволило увеличить объем добычи угля до 760 тысяч тонн в 2010 году с 500 тысяч тонн в 2009 году. По итогам 2011 года размер вложений должен составить свыше 400 миллионов рублей, а объем добычи - на уровне 1 миллиона тонн.

Что же касается властей Тувы, то они, в лице Минпромэнерго, придерживаются другой позиции. Здесь говорят, что заявленный компанией резкий скачок цен на топливо вызывает сомнения. А тот факт, что ТГРК является монополистом в поставках угля для местных ТЭЦ и котельных, накладывает на нее значительную социальную функцию.

Министерство промышленности и энергетики предлагает угольщикам увеличить цены на твердое топливо, которое реализуется за пределами Тувы. Это должно компенсировать часть их убытков. Но ТГРК в заявлении «Коммерсанту» не согласилась с таким выходом из ситуации, отмечая, что уже продает тувинским потребителям твердое топливо ниже рыночной стоимости. «Повышать цены на уголь для сторонних потребителей невозможно, поскольку это сделает его неконкурентоспособным на рынке в связи с высокой транспортной составляющей при отсутствии железной дороги», - убеждены здесь.

Такая разная цена

Согласитесь, что вклады, затраты и издержки производителя меньше всего волнуют потребителя. Люди смотрят, прежде всего, на цену товара и видят, как она год от года растет (причем сразу на 20%).

Мы позвонили в «Тувинскую горнорудную компанию» и спросили, сколько стоит тонна угля. «С учетом НДС - 1560 рублей, как для предприятий, так и для физических лиц», - получили ответ. Между тем, люди, звонящие в редакцию, утверждают, что цена порой достигает 1700 - 1800 рублей, а у перекупщиков и все 2 тысячи.

Позиция ТГРК по отношению к недовольным жителям республики проста: не нравится - не покупайте. А мы идем и покупаем, потому что впереди - очередная суровая зима, а управы на монополистов, по-видимому, нет.

 Справка:

ООО «Тувинская горнорудная компания», а также компания «Эрчим-Тхан», добывающая уголь в Якутии, контролируются En+ Coal, которая была создана в 2008 году для управления проектами En+ Group (принадлежит Олегу Дерипаске) в угольном бизнесе. ТГРК имеет лицензии на Каа-Хемское и Чаданское месторождениях Тувы, которые компания приобрела в 2009 году.

Компания пока единственная, кто подал заявку на участие в конкурсе на право пользования недрами западной части Каа-Хемского месторождения каменного угля. Туванедра до конца октября должно принять решение о допуске ТГРК к торгам. После чего до 21 ноября компания должна представить свои технико-экономические предложения по разработке. Если все ее документы будут соответствовать требованиям Туванедра, то конкурс признают несостоявшимся, а ТГРК получит лицензию на разработку месторождения как единственный его участник.

Лицензионный участок, выставленный на конкурс, расположен в 20 км от Кызыла в восточной части Улуг-Хемского угольного бассейна. Балансовые запасы углей на месторождении категорий А+В+С составляют 231,4 миллиона тонн, в том числе марки Г - 19 миллионов тонн, марки ГЖ - 212,4 миллиона тонн.

Д. Соин

Подробнее

Еженедельник «Плюс Информ» в одном из своих прошлых номеров писал о том, что по проекту строительства железной дороги Кызыл-Курагино остается довольно много вопросов, в частности, нет полного взаимопонимания с инвесторами. И вот на них получены ответы. В Правительстве Тувы в конце прошлой недели состоялось большое совещание с участием представителей ЕПК, Росжелдора, Минрегионразвития и, конечно, местных властей. По его итогам можно сказать, что лед тронулся.

Необходима конкретика

В своей вступительной речи глава Тувы Шолбан Кара-оол признался, что все присутствующие уже столько раз встречались, что «пора бы побрататься». И, действительно, неясности по срокам реализации проекта уже набили оскомину всем: руководству и жителям нашей республики, федеральным чиновникам, журналистам и, наверное, самим инвесторам.

Премьер в очередной раз напомнил, что Кызыл-Курагино принесет дотационному региону тысячи рабочих мест, а также миллиарды налоговых отчислений. После чего он вновь попросил присутствующих рассказать о реальном положении дел, сделав упор на конкретику.

Переход к этапу реализации проекта начался

Первым по данному поводу выступил заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) Леонид Бершанский. Чиновник отметил, что на сегодня уже полностью разработана проектно-сметная документация большой стройки. Она также предусматривает около 200 миллионов рублей на археологические мероприятия по «спасению памятников» старины, (Шолбан Кара-оол выразил обеспокоенность, что вдоль будущего железнодорожного полотна выявлено 167 курганов).

Представитель Росжелдора обратил внимание на то, что инвесторы обязуются предоставлять построенную ими часть дороги для общего пользования, а не только для своих целей.

По его мнению, еще необходимо решить такой большой и сложный вопрос, как перевод земель для беспрепятственной реализации проекта. «Они не должны находиться в частных руках, нужно как можно быстрее подготовить все соответствующие документы для оформления их в транспортную собственность, - подчеркнул Бершанский, - если не принять все соответствующие меры, то на это может уйти год, а то и больше».

«Несмотря на эту тонкость, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что мы перешли от составления проектно-сметной документации к этапу строительства», - заявил он.

Кадры

Далее речь зашла о людях. По различным данным, благодаря Кызыл-Курагино появится от 10 до 15 тысяч новых рабочих мест. Шолбан Кара-оол отметил, что с инвесторами достигнута принципиальная договоренность, согласно которой 50% из этих вакансий будут занимать местные специалисты.

Замглавы Росжелдор, в свою очередь, попросил правительство нашей республики не повторять ошибок Якутии, где реализовывался подобный проект. «Там нам сказали, что могут подготовить необходимое количество квалифицированных кадров, но в итоге их работники оказались непрофессионалами», - добавил Бершанский.

На это премьер Тувы ответил, что правительство отправило в российские железнодорожные вузы «довольно много детей из республики, власти готовятся к тому, чтобы строить и обслуживать дорогу».

Руслан Байсаров на это сказал, что готов финансировать часть затрат на процесс обучения ребят.

Социальная составляющая

В реализации любого инвестиционного проекта на территории Тувы, власти нашей республики всегда добивались того, чтобы бизнес выполнял и различные соцгарантии. Вот и в вопросе строительства железной дороги, Шолбана Кара-оола очень интересовал вопрос, связанный с условиями труда специалистов, которые будут работать в этой сфере. Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта успокоил премьера, сообщив, что в разделах проектно-сметной документации учтены вопросы, связанные с размещением служб обслуживания железной дороги. Они будут созданы по всей ее длине.

С землей проблем не будет

После этого заявления уже пришел черед представителям властей Тувы успокаивать инвесторов и федеральных чиновников. Министр земельных и имущественных отношений нашей республики Орлан Дугюр-Сюрюн заверил, что уже собран весь пакет документов для перевода участков, расположенных вдоль железной дороги, из сельскохозяйственного назначения в транспортное. «Еще в 2010 году были достигнуты все необходимые решения по расторжению аренды с частниками, им будут предоставлены другие равноценные земли», - подчеркнул он.

В подтверждение этих слов глава Тувы подписал и тут же вручил Руслану Байсарову соответствующее постановление Правительства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в промышленное.

Инвестор стал сговорчивее?

Если ранее предполагалось, что для строительства железной дороги будет создано акционерное общество «Тувинские железные дороги», в которое войдет инвестиционный консорциум - «Евраз Холдинг» и «Северсталь-Ресурс», а также ЕПК, то сейчас ситуация изменилась и из трех представителей бизнеса осталась только «Енисейская промышленная компания». И если с ее бывшим владельцем Сергеем Пугачевым договориться не удалось, то нынешние хозяева - акционеры ЗАО «Русская медная компания» Игорь Алтушкин и Руслан Байсаров выразили желание реализовать проект.

Второй из них заявил на заседании в правительстве, что «Кызыл-Курагино принесет бюджетам разных уровней около 13 миллиардов рублей налогов ежегодно, казна Тувы получит порядка 10 миллиардов рублей налоговых отчислений в год». По его словам, это позволит нашей республике стать самым богатым регионом по доходам на душу населения.

Общий объем инвестиций ЕПК в Туву с учетом освоения каменноугольных месторождений составит около 120 миллиардов рублей.

Байсаров также отметил, что помимо налоговых отчислений, благодаря строительству железной дороги и освоению Элегестского месторождения появится более 15 тысяч новых рабочих мест. «Около 50% из них придется на жителей Тувы», - уточнил он. Инвестор также обратился с просьбой позволить ЕПК арендовать те земли, через которые проходит участок дороги, строящийся компанией. Премьер сказал, что рассмотрит этот вопрос.

«Без вас нам бы не продвинуться ни на шаг. Обещаю, что не подведем», - поблагодарил главу нашей республики совладелец «Енисейской промышленной компании».

«Мы составим список специальностей, которые необходимо подготовить для работы на проекте. Наша задача - построить железнодорожную линию, потом мы вам ее передадим, каким образом - там уже решим», - завершил он свое выступление.

Обратного пути нет

Все вышесказанное подтверждает лишь одно, что государственные и частные инвесторы перешли к активной фазе реализации проекта. «В этом году мы начнем строить подъездные дороги, разбивать городки для рабочих, а весной 2012 года начнутся основные работы по строительству железнодорожной линии и соответствующей инфраструктуры», - заверил Байсаров. Отвечая на вопрос «Плюс Информа», Бершанский сказал, что срок реализации проекта составляет четыре года, соответственно, она должна быть завершена 1 января 2016 года.

Он также отметил, что строящееся железнодорожное полотно будет дорогой общего пользования, тарифы грузо- и пассажироперевозок по которой будут определяться в соответствии с действующим законодательством. Свою часть линии частный инвестор передаст в доверительное управление Российских железных дорог.

Как видите, лед окончательно и бесповоротно тронулся. А тем, кто не верит, что в Туве будет своя дорога (если, такие остались) хочется напомнить, что ЕПК заплатила 1 миллиард рублей за проектно-сметную документацию. А такими деньгами не разбрасываются.

Георгий Богданов (фото - пресс-служба правительства республики Тыва)

Подробнее

Министерство регионального развития РФ наконец-то огласило сметную стоимость проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Оно также четко определило сроки его реализации и соответствующие этапы. Как видите, с цифрами определенность уже появилась. Теперь остается ждать этой же самой определенности от частных инвесторов, которые должны будут выделить ровно половину средств, необходимых для того, чтобы поезда пришли и в Туву.

Большие суммы и сжатые сроки

Проектная стоимость строительства железнодорожного полотна Кызыл-Курагино, которое должно объединить Красноярский край и Туву, в окончательном варианте документа составила не много не мало, - 98,545 миллиарда рублей с учетом НДС. Доля государственных и частных инвесторов составляет при этом 50 на 50%.

Ранее у Енисейской промышленной компании (ЕПК) были опасения, что общая сумма строительства ж/д может возрасти до 115 миллиардов рублей. Увеличение стоимости могло быть связано, в частности, с внесением корректив Главгосэкпертизы в технические решения проекта, предусматривающие изменения на участке 110-200 км. Дорожное полотно, в соответствии с заключениями экспертов должны были строить в обход природного парка «Ергаки».

Судя по информации Министерства регионального развития РФ, этот прогноз не сбылся, и итоговая сумма фактически осталась на первоначальном уровне.

Согласно данным Минрегиона, только в 2012 году собственные средства частных инвесторов и Инвестиционного фонда РФ, выделенные на строительство железной дороги Кызыл - Курагино, должны составить 59,557 миллиарда рублей. С цифрами определились, теперь поговорим о реализации проекта.

Этапы

Первоначально стройку предполагалось начать в 2009-2010 годах, но сроки старта работ постоянно сдвигались и до сих пор сдвигаются из-за разногласий с инвесторами. А ведь согласно паспорту данного инвестиционного проекта, который утвердило правительство, прошлый год должен был стать отправной точкой для начала прокладки железнодорожных путей. Причем ввод объекта в эксплуатацию намечен на 4 квартал 2013 года. Что же, перед нами более чем оптимистичные цифры при крайне сжатых сроках, за которые предстоит построить немало.

По информации Енисейской промышленной компании, длина железной дороги Курагино-Кызыл будет составлять 401 км, на которых предполагается семь станций и 12 разъездов, 136 мостов, семь тоннелей, 526 водопропускных труб, а также 16 галерей и 16 подпорных стенок. Согласитесь, масштабы впечатляют. Но к 2014 году должно быть готово не только это.

Вторая часть проекта

Когда мы говорим о Кызыл-Курагино, то зачастую в тени остается вторая часть этого крупномасштабного проекта. Речь об освоении минерально-сырьевой базы Тувы, а именно Элегестского месторождения угля. А ведь на эти цели тоже закладываются огромные деньги. Следовательно, про данные работы в направлении развития горнодобывающей промышленности республики нужно поговорить.

По информации Минрегиона, стоимость строительства угледобывающего комплекса на Элегесте составит 33, 076 миллиарда рублей. Оно будет осуществляться исключительно за счет средств частных инвесторов.

Вот и получается, что общая стоимость «Строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» - 131,622 миллиарда рублей с учетом НДС. А срок окупаемости инвестиционного проекта составит 11 лет с начала его реализации.

Согласно данным Министерства регионального развития России, уже в 2008 году на месторождении должны были провести детальную разведку шахтного поля и ввести в эксплуатацию Восточный участок добычи угля. Едем дальше, в 2009 году нужно было завершить разработку проектно-сметной документации, а уже в 2011 году - запустить опытно-промышленный участок шахтного комплекса и обогатительную фабрику. К следующему году годовая производительность шахтного комплекса должна приносить 8, а к 2014 - 12 миллионов тонн угля в год. Опять же, речь идет о планах «в документах».

Несговорчивые инвесторы

Как видите, на бумаге все выглядит быстро, складно, не обнажая настоящих проблем, но на деле пока далеко не такая ясность, как в инвестиционном паспорте проекта.

Напомним, что для строительства железной дороги было создано акционерное общество «Тувинские железные дороги», в которое вошел консорциум инвесторов - «Евраз Холдинг» и «Северсталь-Ресурс», а также «Енисейская промышленная компания».

Как ранее заявлял полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский, на сегодня пока нет полного правового согласования позиций с ЕПК. Она, выступая заказчиком проекта, изначально вкладывала в него свои средства. Но после того, как у ее бывшего владельца Сергея Пугачева возникли проблемы, государство привлекло двух новых инвесторов.

Полпред в июне подчеркивал, что Енисейская промышленная компания не отрицает своего выхода из проекта, но и не заявляет обратное.

В результате, процесс строительства затягивается. Если ЕПК все же откажется от участия в нем, то необходимо будет менять нынешний инвестиционный паспорт проекта, который вновь должен будет утверждаться распоряжением правительства, на что уйдет драгоценное время.

По мнению Толоконского, будет очень непросто привлечь такой объем частных инвестиций и для этих целей еще предстоит вырабатывать специальный механизм. Пока же власти ведут переговоры и ищут пути выхода из сложившейся ситуации. А их может быть несколько.

Варианты развития событий

Несмотря на то, что Правительство России уже подписало инвестиционный паспорт проекта и определило конкретные суммы и сроки, действительность пока диктует свои правила. И в этой ситуации есть следующие варианты развития событий.

Первый из них заключается в том, что ЕПК все же согласится вкладывать деньги в строительство ветки, тогда все должно пойти «по накатанной». Во втором случае, отказ данной компании станет поводом для поиска новых инвесторов и «перекройки» документации. Третий вариант и вовсе подразумевает привлечение иностранных «доноров» и увеличение протяженности железной дороги, в частности до Монголии. А это уже совсем другая история.

Д. Соин

Подробнее

Проект, реализация которого предполагает не менее 1 миллиарда налоговых отчислений в бюджеты Тувы, можно смело считать важным для нашей республики. Китайская компания ООО «Лунсин» уже в 2012 году планирует запустить в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат (ГОК). Он строится на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд.

Если речь идет об иностранном предприятии, то здесь одним из самых важных вопросов является трудоустройство местных жителей и той квоте, которую им предоставляют работодатели. ГОК предусматривает создание 774 вакансий, 400 из которых отданы для населения нашей республики.

В этом материале мы в первую очередь поговорим о кадровых возможностях Тувы и, конечно, о самом инвестиционном проекте в целом. 

Ровно половина

Стоит напомнить, что еще в 2009 году правительство республики, администрация Тоджинского района и руководство ООО «Лунсин» подписали Соглашение о создании условий для государственно-частного партнерства, а также взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в реализации проекта «Добыча полиметаллических руд на Кызыл-Таштыгском месторождении». Согласно этим документам, китайская компания должна была предоставлять ровно половину рабочих мест от общего числа сотрудников для населения Тувы.

Квота, конечно, хорошая, но есть ли в республике несколько сотен горных инженеров и других квалифицированных кадров, способных работать в этой сфере промышленности? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Что было

По данным Министерства экономики Тувы, на 1 июня 2011 года общее число сотрудников, работающих на месторождении, составило 776 человек, из них 503 человека китайских рабочих, остальные российские, среди которых 258 местных жителей, в том числе 36 тоджинцев. Как видите, представительство специалистов из Тувы в реализации проекта до 50% летом не дотягивало.

Требуются кадры

Если говорить о ближайших планах компании, то уже на 2012 год она просит увеличить квоту на привлечение и использование иностранной рабочей силы для соблюдения графика строительства ГОКа до 900 человек.

Властей такой подход к делу по вполне понятным причинам, мягко говоря, не совсем устроил. В связи с этим Минпромэнерго и Агентство государственной службы занятости организовали ярмарки вакансий в Кызыле, Чеди-Хольском районе и Ак-Довураке. Было объявлено об открытии 400 вакансий на ГОК, требовались горные инженеры и квалифицированные рабочие.

Судя по итогам проведения этих мероприятий, говорить о какой-то конкуренции и конкурсе по несколько человек на место не приходится. Желающих получить работу пришло ровно на одного человека больше, чем было выделено новых рабочих мест. Не густо.

Сразу по итогам ярмарок устроились в компанию 23 местных жителя, еще 300 специалистов записали в кадровый резерв. Вопрос об их трудоустройстве будет рассмотрен в мае 2012 года с началом сезонных работ. Также 36 человек получили предложение пройти обучение на специальность: «обогатитель полезных ископаемых».

Стоит отметить тот факт, что китайская компания организует курсы для будущих рабочих, но получать знания желают далеко не все.

Ряды учащихся редеют очень быстро

Инвесторы направили немалые средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров из числа населения республики.

Например, по информации Минэкономики, китайская компания заключила договор с ГОУ НПО ПУ №3 города Ак-Довурака об обучении группы из 30 человек. Среди преподаваемых специальностей такие, как - машинист дробилки, оператор и другие, востребованные на обогатительной фабрике ООО «Лунсин».

Срок теоретического обучения составлял 2 месяца, плюс практика 1 месяц на ООО «Тыва Асбест». По времени не так уж и много. Учащимся предоставляли бесплатное общежитие и трехразовое питание. К тому же их обеспечивали учебными принадлежностями и выплачивали ежемесячную стипендию в размере тысячи рублей. По окончанию курсов при условии успешной сдачи экзаменов специалистов устраивают в компанию.

Общество планировало направить на эти цели 2 миллиона рублей, из которых половина суммы к середине июля уже была выплачена. Теперь посмотрим на промежуточные результаты обучения. Вот, что по этому поводу сообщает Минэкономики: «Занятия начаты 24.05.2011 года с 27 учащимися. Через неделю число учащихся сократилось до 17 человек, а на момент посещения училища 18.06.2011 года, число учащихся составило всего 7 человек (все жители поселка Тоора-Хем)». Вот так мы учимся, а потом жалуемся, что работы нет и все кругом воры и обманщики.

Несмотря на такие печальные результаты, ООО «Лунсин» планирует обучить за 2011 год 108 жителей республики.

О жизни на месторождении

Поговорив о людях, которые могут в перспективе работать в компании, перейдем к тем, кто там уже работает. В частности, рассмотрим вопрос условий их труда и проживания.

По данным Минэкономики, на месторождении уже возвели административно-бытовой комплекс: несколько зданий, гостиницу, 4 столовые с китайской и русской кухней. Также здесь построены три жилых двухэтажных дома для рабочих и пять корпусов общежитий для персонала. Также активно ведется строительство жилого поселка в 6 километрах от будущего ГОКа.

Сотрудники ООО «Лунсин» могут воспользоваться мобильной сотовой связью и каждый день общаться с родными. Помимо этого, на участке есть спутниковое телевидение и Интернет. Если говорить об отдыхе, то здесь находится спортивный зал с биллиардным столом и 3 столами настольного тенниса. В планах предусмотрено строительство двух центров досуга. Кроме того, запроектирован открытый спортивный комплекс, где будут волейбольная и баскетбольная площадки, а также площадки для настольного тенниса и футбольного поля.

Штрафы и нарушения

Как практически в любом виде деятельности, работа на Кызыл-Таштыгском месторождении не всегда проходит гладко. Вот, например, в августе этого года Трудовая инспекция Тувы провела проверку компании. Во время нее было выявлено, что «условия трудовых договоров работников ООО «Лунсин» не соответствовали трудовому законодательству, а именно в них не был указан размер тарифных ставок или окладов сотрудников, а также доплат, надбавок и поощрительных выплат». А это является нарушением статьи 57 Трудового кодекса РФ.

В этом же месяце прокуратура выяснила, что «разработка Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд экологически небезопасна». Среди нарушений есть также и «нарушение законодательства о труде и об охране труда».

В итоге, в отношении ООО «Лунсин» и заместителя его генерального директора возбудили 11 административных дел. За это компания и ее представитель выплатили более 460 тысяч рублей штрафов.

Что же, проблемы в промышленности есть практически всегда, главное - их вовремя устранить, чтобы потом не расплачиваться.

Никто бегать не будет

Как видно, строящийся ГОК нуждается в квалифицированных кадрах. Правительство и китайская компания делают многое для того, чтобы 50% вакансий на предприятии приходились на долю местного населения не только на бумаге. Но если от самих жителей Тувы, которым нужна работа, не будет отдачи, то эта затея потерпит провал. Нужно помнить, никто на блюдечке вам ничего не принесет.

В завершении хочется привести еще один факт. Активный интерес к трудоустройству в ООО «Лунсин» проявили и жители соседней Хакасии. Госкомитет по занятости этой республики подготовил список из 164 человек, имеющих высшее и среднее специальное образование, соответствующее предложенным вакансиям. Как говорится, одни хотят, другие носом воротят.

И. Сенин

(фото Агентства государственной службы занятости Республики Тыва)

Подробнее

Аэропорт Кызылу необходим так же, как и любому другому городу. И значимость его для Тувы не подвергается сомнению. Помимо обеспечения транспортной доступности населения республики, кызыльский аэропорт «дает добро» на взлет и посадку судам с авиалесоохраной, санавиацией, туристами, принимает самолеты с политическими деятелями и т.д. То есть его смело можно отнести к самым важным объектам республики. Но он уже долгое время находится в подвешенном состоянии.

В конце сентября на рабочем совещании в Москве компетентные лица занимались вопросом кызыльского аэропорта. Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов, представители Росимущества, Росавиации и министр дорожно-транспортного комплекса и связи Тувы Игорь Грейсеров обсуждали возможность создания на базе ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» федерального казенного предприятия (ФКП), то есть передачу объекта в федеральную собственность. Безрезультатной встречу не назовешь, но, забегая вперед, скажем, что к консенсусу участники совещания не пришли.

Все оказалось не так просто: сначала нужно создать федеральное государственное унитарное предприятие на базе имущественного комплекса ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» и только потом из него реформировать ФКП. В компетенцию Росимущества входит создание ФГУП, а Правительства РФ — федерального казенного предприятия. Поэтому в Минтрансе России говорят, чтобы специалисты Росимущества организовывали ФГУП, а свою работу они уже обещают сделать после первого этапа.

Все это означает, что решение вопроса перенесено на уровень аппарата Правительства РФ и откладывается на неопределенный срок.

Что даст преобразование ГУП в ФКП?

В 2008 году, чтобы спасти важный для Тувы объект — ФГУП «Аэропорт «Кызыл», республика выкупила его имущество. С тех пор для более-менее нормального функционирования предприятия Правительство РТ ежегодно выделяет 15 миллионов рублей.

«Мы эти деньги могли бы направить на удешевление билетов, например, на внутренних рейсах, но вынуждены тратить на содержание аэропорта. Иначе он просто обанкротится»,— отмечает министр транспорта РТ.

А федеральное казенное предприятие — такая организационно-правовая форма юридического лица, при которой банкротство невозможно — все расходы покрываются бюджетом РФ. В Минтрансе Тувы рассчитывают, что финансирование кызыльского аэропорта из бюджета РФ будет как минимум в размере 50 миллионов рублей. На эти деньги его можно будет развивать, совершенствовать инфраструктуру.

При этом создание казенного предприятия само по себе не станет толчком ни к обновлению парка воздушных судов, ни к появлению рейсов в любые точки мира. Если раньше такая компания, как «Туваавиа» имела в своем составе и аэродромный комплекс и самолетный парк, то сейчас авиакомпании отдельно, аэропорты — отдельно. Преобразование ГУП в ФКП может поспособствовать привлечению других авиакомпаний со своими воздушными судами и возможным «запуском» новых рейсов. А эти направления возникнут только в случае спроса на них у нашего населения и потенциальных гостей республики. Так что в страны Европы или, например, в Санкт-Петербург жители Тувы даже после образования ФКП «Аэропорт «Кызыл» из столицы вряд ли полетят.

Не улучшится ситуация и со стоимостью билетов. Они как были дорогими, так и останутся. Все дело в низком пассажиропотоке и, как следствие, невыгодности авиаперевозок при снижении стоимости билетов.

Как сообщили в кызыльском аэропорту, на сегодняшний день билет в Красноярск стоит 7225 рублей, а в Новисибирск — 9775. Многим жителям Тувы придется отдать всю зарплату, просто чтобы полететь в другой город Сибири. Почему так дорого? ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» осуществляет рейсы на небольших восьмиместных швейцарских самолетах PilatusPC-12. Еще до взлета аэронавигация и авиационные метеорологи за свои услуги с судна «берут» около 11 тысяч рублей. Прибавив к этой сумме еще стоимость топлива, получим ответ на вопрос о дороговизне билетов. Вот и получается, что из-за невыгодности авиаперевозок тувинская, как впрочем, и вся региональная авиация России, говоря простым языком, зачахла и нуждается в финансовой помощи Федерации.

Реалии региональной авиации

С 1992 года страна потеряла более 900 аэропортов и взлетно-посадочных полос — это результат перехода авиации на рыночные рельсы. Она как не справлялась в девяностых самостоятельно, так не сдюживает и в наше время.

В последние годы активно обсуждается вопрос, что же нужно для возрождения авиации в регионах России. Вкратце «собирательный» ответ звучит так: самолеты, аэропорты, субсидии, пилоты.

Рассмотрим, что делается в Туве для улучшения ситуации с авиацией (или, как минимум, недопущения ее ухудшения). С парком воздушной техники все понятно — появятся новые авиакомпании, будут и самолеты. Субсидирование аэропорта республикой выполняется, и попытки передать государственное унитарное предприятие в федеральную собственность не прекращаются с 2007 года.

Ведется работа и с летчиками. В настоящее время полетам на «Пилатусе» обучается 9 пилотов. Все они из Тувы и являются летчиками со стажем, просто переучиваются, чтобы пересесть на новый для них летный транспорт. Первый этап обучения прошел в Красноярске, второй — в Москве. Сейчас начинается третий этап — практическое пилотирование. Они должны отлетать примерно по 100 часов без пассажиров. Пилоты опытные — маневрируют в горной местности, что уже само по себе является важной тренировкой. Но проблема в том, что все они немолодые.

Что касается нынешнего состояния аэропорта, то оно далеко не идеальное. Для привлечения авиакомпаний в первую очередь нужно будет модернизировать и реконструировать взлетно-посадочную полосу. Она отвечает выдвигаемым к ней сегодня требованиям: может принимать такие типы воздушных судов, как Ан-12,-24,-26,-30,-72,-74, Як-40,-42, Л-410. Однако самолеты покрупнее, например, Ту-154 — с ограничениями — 1 самолет в неделю. На такого «тяжеловеса», как Ил-86 полоса вообще не рассчитана.

По федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Кызыла предусматривается. И Министерство транспорта Тувы ведет работу, направленную на то, чтобы модернизировать ее как можно скорее.

В случае появления новых авиакомпаний, будет нуждаться в «обновлении» и аэровокзал. Первую очередь этого объекта ввели в 2007 году. Вторая по плану должна быть с международным пунктом пропуска. Сейчас ее вводить в эксплуатацию, естественно, смысла нет.

Договорятся ли?

Аэропорт Кызыла будет продолжать функционировать. Учитывая то, что у республики еще нет железной дороги, отсутствие этого объекта недопустимо. Вопрос в том, кто будет финансировать предприятие. Сейчас реалии таковы, что «благополучие» аэропорта зависит от того, договорятся ли Минтранс РФ с Росимуществом по преобразованию ГУПа в федеральное государственное унитарное предприятие, чтобы потом была возможность передать объект на финансирование бюджетом РФ.

Николай Лебедев

Подробнее

Крупные инвестиционные проекты в Туве уже давно рассматриваются, как не только опора, но и основа экономики нашей республики. И если о строительстве железной дороги Кызыл-Курагино и освоении Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна написано довольно много, то тема добычи золота достаточным освещением в СМИ похвастаться не может.

Еженедельник «Плюс Информ» отправил своего корреспондента на Тараданское месторождение рудного золота, которое по праву можно считать одним из «драгоценных центров» Тувы. Здесь уже пять лет работает ООО «Тардан Голд» - дочка шведской компании Central Asia Gold (CAG).

Какие перспективы у этого предприятия в будущем и чего ожидать бюджету нашей республики уже в 2012 году? На эти вопросы мы и постараемся ответить в своем материале.

Новая фабрика - большие планы

Сегодня предприятие возлагает большие надежды на 2012 год. Здесь работает практически обновленная команда управленцев, по данным которых в конце 2011 г. заработает новая фабрика по переработке руд методом кучного выщелачивания, а, следовательно, ООО «Тардан Голд» приступит к полномасштабному производству золота на этом месторождении.

По данным Минпромэнерго, такая технология применяется в республике впервые (традиционная добыча золота в Туве - разработка месторождений россыпного золота гидромеханизированным способом).

К планам на будущее и новому способу добычи золота мы еще вернемся. Сейчас же поговорим о настоящем Общества. О нем еженедельнику рассказала заместитель генерального директора по развитию Central Asia Gold Олеся Данилюк. Беседа шла во время осмотра правительственной комиссией основных объектов компании, которые находятся на месторождении. Как говорится, не отходя от производства и с наглядными примерами.

«На сегодняшний день все основные строительные работы на фабрике завершены, сейчас самое главное - получить все разрешительные документы, в том числе, лицензию на эксплуатацию химически опасных объектов, которая позволяет использовать цианид (химическое вещество, необходимое для кучного выщелачивания золота)», - сообщила собеседница еженедельника.

По ее словам, к середине октября предприятие уже может запустить процесс укладки руды в штабеля под цианирование, но для этого необходимо пройти все испытания и получить «добро» от различных надзорных органов.

О методе

Если говорить о новом для Тувы способе добычи и обработки золота, то он выгоден по многим критериям. Кучное выщелачивание на специально подготовленных основаниях максимально снижает возможность утечки промышленных растворов, при этом позволяет извлечь из руды максимум драгоценных примесей, в том числе и из хвостов.

Этот метод давно и широко используется в разных странах, в частности, в США, Испании, Чили, Канаде, Мексике, Перу, Замбии, Австралии и ЮАР. Первое его применение в СССР датируется 50-ми годами прошлого века.

О вложениях и перспективах

Как видите, на достраивающуюся фабрику ООО «Тардан Голд» возлагает большие надежды. По словам Олеси Данилюк, инвестиции в ее строительство, которое началось в прошлом году, уже составили 1,3 миллиарда рублей. До своего полного окончания оно еще потребует порядка 50-70 миллионов рублей вложений. Что же даст это новшество компании? С таким вопросом мы обратились к собеседнице еженедельника.

«По пессимистичным прогнозам, запуск фабрики поможет нам добывать в Туве в год не менее 700 килограммов золота, а по оптимистичным раскладам, эта цифра составит более тонны», - заявила она.

Собеседница еженедельника отметила, что в первом случае налоговые отчисления Общества в бюджеты разных уровней будут в районе 120 миллионов рублей, а во втором - в пределах 180 миллионов. «В 2011 году общие налоговые выплаты составят порядка 60-70 миллионов рублей», - подчеркнула Данилюк.

О пользе для республики

Не трудно догадаться, что если Тува хочет избавиться от наименования «дотационный регион», то основой доходов ее бюджета должны стать большие инвестиционные проекты. Схема очень проста: чем больше прибыль таких компаний и предприятий при работе на территории республики, тем богаче наша казна.

Неудивительно, почему Министерство промышленности и энергетики держит руку на пульсе происходящих на месторождении Тардан событий. Ведь все проблемы золотодобытчиков теперь становятся проблемами правительства, а все их успехи - республиканскими успехами.

Не все так гладко

О кураторской роли властей Тувы и о том, как они идут навстречу руководству Общества, а также о проблемах компании нам рассказал заместитель министра промышленности и энергетики Тувы Владимир Шульгин.

«На сегодняшний день Минпромэнерго РТ не разделяет радужных перспектив, рисуемых руководством CAG (Престона Хаскелла и его команды). После запуска участка кучного выщелачивания не исключается капитализация предприятия и его продажа», - отметил он. По словам замминистра, возврат финансовых средств (в том числе кредитов), потраченных на разработку месторождения, займет большой промежуток времени.

«В 2011 году план по добыче золота провален безнадежно. Единственное, в чем я солидарен с руководством CAG, что решающим годом для предприятия будет, безусловно - 2012», - подчеркнул Шульгин.

Власти надеются, что оно заработает стабильно. Ведь при условии добычи химически чистого золота до 700 килограммов в год, компания выплатит только по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) более 70 миллионов рублей, в том числе 40 миллионов в казну Тувы.

«За 2011 г., по нашим прогнозам, республиканская доля НДПИ составит не более 6 миллионов рублей», - подытожил замминистра.

О людях

Конечно, основа каждого предприятия и компании - это специалисты. Поэтому о людях, которые трудятся на месторождении Тардан, и поговорим. И если вопросы их профессионализма должны в большей степени волновать работодателей, то за условиями труда и проживания, а также процентным соотношением местных и приезжих кадров постоянно следят власти Тувы.

По словам Олеси Данилюк, средняя заработная плата рабочего составляет порядка 17-20 тысяч рублей. «Здесь трудятся по следующему графику: сначала тридцать дней по 11 часов без выходных, а потом 30 дней отдыха», - отметила собеседница еженедельника.

Она подчеркнула, что всего на месторождении задействованы 364 человека, из которых 40% - это жители республики, остальные - жители России, плюс один иностранный сотрудник.

Об условиях проживания не понаслышке

После этих слов мы перешли к делу, отправившись вместе с правительственной комиссией знакомиться с условиями жизни рабочих (к этому времени мы уже посмотрели строящуюся фабрику). Что же, пришло время увидеть все своими глазами.

Рабочие живут на месторождении в четырех корпусах. Внутри помещений тепло, чисто и уютно. В комнатах новая мебель. Они рассчитаны на двух-трех человек. Здания отапливает собственная котельная, которая фактически работает «на автомате».

В столовой мы познакомились с рационом питания сотрудников ООО «Тардан Голд». Кормят там прекрасно. Первое, второе, салат и хлеб производства собственной пекарни. Отличный обед. Низкий поклон поварам и работодателям.

Работа, нацеленная на результат

Как видно, условия жизни и труда у тех, кто работает на Тардане - хорошие, а фабрика фактически достроена. После получения всех разрешительных документов, в Туве должны приступить к полномасштабной добыче золота.

Чтобы сбылся оптимистичный прогноз и ООО «Тардан Голд» смогло добыть этого драгоценного металла в объеме не менее тонны, необходима правильная инвестиционная политика. Олеся Данилюк отмечает, что Central Asia Gold планирует вложить в 2012 году не менее 200-250 миллионов рублей в геологоразведку флангов Тардана и в геологоразведку Тарданского рудного узла (еще одного перспективного месторождения на территории Тувы, примыкающего к уже разрабатываемому). Эти деньги также пойдут на обновление техники. «Мы, в частности, собираемся приобрести бурильные станки, закупить, дополнительно к уже имеющимся, самосвалы, экскаваторы, бульдозеры. В общей сложности, парк тяжелой карьерной техники увеличится не менее чем вдвое», - отметила собеседница еженедельника.

В ожидании

Конечно, заявленные цели - дело хорошее, но цыплят начнем считать уже в 2012 году. Тогда и будет видно, какие планы сбылись, а какие так и остались на словах и на бумаге. Пока же правительство Тувы, в лице Министерства промышленности и энергетики, делает все возможное, чтобы важный для нашей республики проект вышел на полную мощность. Ведь это - сотни рабочих мест и, конечно, налоговые отчисления в бюджет, а самое главное - развитие промышленности в регионе, который является «золотой жилой» для инвесторов.

 

Месторождение Тардан находится в пределах Каа-Хемского района в 78 километрах от Кызыла, из которых около 20 километров приходится на грунтовую дорогу. Его общая площадь составляет порядка двух квадратных километров.

По информации CAG, оно открыто в 1964 году, поисково-оценочные и разведочные работы проводились в период с 1965 по 1979 год. Тогда было установлено, что запасы золота не могут обеспечить рентабельную производительность горнодобывающего предприятия. Но исследования 1992 года показали обратное. Согласно им, содержание золота в рудах составляла от 0,5 до 280 грамм на тонну, а его проба от 870 до 910.

После приобретения в 2004 году лицензии на право пользования недрами Тарданского месторождения рудного золота, ООО «Тардан Голд» приступило к проведению геологоразведочных работ. А в мае 2007 года предприятие уже запустило золото-извлекательную фабрику (гравитационное обогащение) мощностью переработки - 100 тысяч тонн руды в год.

 

Георгий Богданов

Подробнее

В первом обращении Главы Тувы Шолбана Кара-оола к новому Парламенту республики в 2010 году было заявлено, что «сельское хозяйство - это приоритет нашей экономики, определенный самим укладом жизни». А недавно стало известно, что премьер перед Министерством сельского хозяйства и продовольствия Тувы поставил задачу - разработать целевую программу развития отрасли на ближайшие три года. Мы решили выяснить, что конкретно предпринимается республикой для поддержки растениеводческих и животноводческих хозяйств, какие успехи достигнуты, сколько существует проблем и почему в магазинах Тувы так мало (а иногда и вовсе нет) продукции, производимой нашей сельскохозяйственной отраслью.

Прихватив с собой стандартное «журналистское вооружение» - блокнот, ручку и немного наглости, - отправился по заранее разработанному плану действий в наступление на Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Посетил три отдела: экономики, анализа и прогнозирования; животноводства и племенного дела; земледелия, механизации и технической политики. Что сразу бросилось в глаза - в министерстве тоже «вооружены». Знаниями, конечно. Со специалистами у нас состоялся продуктивный разговор, они любезно предоставили много интересных данных. Итак, начнем разбираться.

Животноводство: можно гордиться, но нужно совершенство­ваться

В отличие от земледелия, до которого мы еще доберемся, у животноводов сравнительно меньше проблем. Это как раз-таки обусловлено самим укладом жизни жителей республики, и объяснений здесь не требуется.

Также не секрет, что основу скотоводства в регионе составляют чабаны-«тысячники». По данным отдела животноводства и племенного дела, их на сегодняшний день в республике 42 человека, и «владеют» они в общей сложности 51092 головами овец и коз.

Государственная поддержка «тысячников» осуществляется за счет средств республиканского бюджета и предусматривает первоочередное медицинское обслуживание и прием руководителями органов исполнительной власти РТ, льготное пребывание в санаторно-курортных учреждениях Тувы и другое.

В этом же отделе министерства предоставили информацию по зарегистрированному на сегодняшний день количеству животных во всех хозяйствах республики. Крупного рогатого скота в Туве 162,2 тысячи голов (это примерно по полживотного на каждого жителя Тувы), в том числе коров - 61,8 тысячи, мелкого рогатого скота - 1336,1 тысячи голов, свиней - 38,4 тысячи, птиц - 94,8 тысячи, оленей - 2072, лошадей 52,3 тысячи и верблюдов 197 голов.

Местную мясную продукцию найти на рынке можно. Но тут перед рядовым жителем Тувы встает вопрос цены. В среднем нужно заплатить от 160 до 250 рублей за килограмм говядины. Причем привозное мясо можно найти даже по меньшей цене, чем наше. Свинину дешевле 200 рублей вообще не отыщешь.

Прошедшей зимой даже Шолбан Валерьевич, объездив продуктовые рынки города и ознакомившись с ассортиментом и ценами местной сельхозпродукции, остался не совсем довольным. Это отражено в одной из публикаций на официальном сайте Правительства Тувы. Результаты проверки оказались не в пользу тувинских производителей. Продукции местного сельского хозяйства на рынке мало, и стоит она недешево.

Рейд в магазин

Во многих магазинах продукцию республиканского сельского хозяйства найти сложно. Преследуя идею все-таки обнаружить ее, отправимся в один из крупных магазинов Кызыла.

Окорочка - из Хакасии, крупа - оттуда же и из Красноярска, а девушка-продавщица огорчила фразой, что тувинской колбасы вообще в магазине нет. В овощном отделе морковь и лук также привозные, а вот картошка и капуста - тувинские. Взор начал «скользить» по молочной продукции. Откуда только ее не везут! Есть молоко и кефир даже из Москвы, со сроком годности, как у заспиртованной вишни на торте. И в самом неприметном месте, скромненько, как бы говоря: «Мы тут вообще случайно и ни на что не претендуем», примостились пакеты с тувинским молоком и кефиром фирмы «Тывамолоко». Итого: обнаружены местные картошка, капуста и немного молочных продуктов. Согласитесь, результат не впечатляющий.

Земледелие «поднимается», но все еще в упадке

Сказать, что животноводство Тувы в упадке, примерно то же самое, что бросить тень на чайную промышленность Индии. Ведь основной процент продукции сельского хозяйства приходится именно на скотоводство. С земледелием - все по-другому.

Почему же в магазинах так мало продукции нашего сельского хозяйства, особенно, растениеводства? Начальник Отдела экономики, анализа и прогнозирования Ирина Бушманова говорит, что урожайность растет: «Из года в год стараемся ее увеличивать». Это действительно так и подтверждается цифрами. Если в 2007 году урожайность зерна составила 5,7 центнера с гектара убранной площади, то в 2008-ом - 8,8 центнера, в 2009-ом - 9,5, а в прошлом году - 9,9 центнера с гектара.

В этом году, по предварительным данным, планируется убрать 18,2 тысячи тонн зерна. Всего в 2010 году, по сведениям, предоставленным Отделом экономики, анализа и прогнозирования, было убрано 17,7 тысячи тонн. Из них пшеницы 9,4 тысячи тонн, овса - 6,3 тысячи тонн, ячменя - 1,9 тысячи тонн. Часть «ушла» на семена, а именно, 3,5 тысячи тонн. При этом из республиканского и федерального бюджета на завоз семян для выращивания зерновых и кормовых культур было выделено почти 8 с половиной миллионов рублей - по состоянию на 08.05.11 финансовые средства перечислены 41 хозяйству республики на общую сумму 8453,68 тысячи рублей. Таким образом, только на закупку семян для посева тратится приличная сумма.

Господдержка ощутима

В прошлом году, по словам Ирины Бушмановой, государственная поддержка сельскохозяйственного производства составила 237,3 млн. рублей. Из республиканского бюджета было выделено - 56,5 млн., а из федерального - 180,8 млн. рублей.

В этом году республика на финансирование сельского хозяйства выделяет 61,1 миллиона. Из федерального бюджета в 2011 году поступило 325 миллионов рублей.

Господдержка отрасли серьезная. Но одной из главных проблем растениеводства у нас были и будут погодно-климатические условия. Как известно многим жителям республики, Тува - регион рискованного земледелия. Именно из-за особенностей климата в 2007 году было собрано всего 7 тысяч тонн зерна.

Парк сельхозтехники изношен

К одной из главнейших проблем нашего растениеводства можно смело отнести изношенность сельхозтехники. По данным, которые мы получили в Отделе земледелия, механизации и технической политики, она составляет 80-90%! Многие машины остались еще с ударных советских времен.

Господдержка по решению этого вопроса предусматривает ежегодные субсидии на компенсацию части затрат - до 50% от общей стоимости приобретенной сельхозтехники и оборудования. Однако, по словам начальника Отдела экономики, анализа и прогнозирования, у нас в республике многие хозяйства в таком плачевном состоянии, что даже половины суммы на покупку техники не находят.

В Отделе земледелия, механизации и технической политики предоставили информацию по закупке техники за 2008-2010 годы. За это время было приобретено более 120 единиц техники: 21 трактор, 2 кормоуборочных комбайна, комплект техники по переработке зерна, состоящий из 13 единиц разной техники, и 92 машины по кормозаготовке и вспашке сельскохозяйственных угодий. За счет бюджетных средств было приобретено 27 единиц, а с учетом предоставления компенсации части затрат (до 50% от общей стоимости) - 89. Оставшаяся часть приобреталась населением.

Ситуация улучшается медленно

Что понятно из всех вышеприведенных цифр и фактов? Первое - урожайность потихоньку, но растет, второе - нерешенных проблем в отрасли очень много, третье - республика и Федерация оказывают сельскому хозяйству Тувы довольно-таки ощутимую финансовую поддержку. Но при этом, к сожалению, ситуация с земледелием улучшается очень медленно. Одно из красноречивых доказательств - ОАО «Кызыльский хлебокомбинат» продолжает делать свою продукцию из муки Минусинского мелькомбината. Представитель хлебокомбината пояснил, что мука приобретается за пределами Тувы, потому что качество местной оставляет желать лучшего и ее просто-напросто не хватает для нужд предприятия. А тувинское зерно ими не закупается по причине отсутствия в Кызыле функционирующего мелькомбината.

В уже упомянутом Послании Главы республики Верховному Хуралу сказано, что «в аграрном секторе рассчитывать на быструю отдачу невозможно. Идет медленное восстановление утраченных позиций». А значит, в ближайшем будущем резкого улучшения ситуации в земледелии ждать не стоит. Только терпеливая, обдуманная и кропотливая работа со временем должна дать ощутимый результат. Если же ничего не выйдет, возможно, имеет смысл сконцентрировать внимание и средства на более развитой отрасли - животноводстве.

Николай Лебедев

Подробнее

ОАО «Русгидро» выплатило Туве последний компенсационный транш в 15 миллионов рублей за территории, затоп­ленные в республике Саяно-Шушенским водохранилищем. По информации властей Тувы, строительство Саяно-Шушенской ГЭС в 1980-х годах привело к тому, что под водохранилище станции отвели территорию, на которой на тот момент находились несколько населенных пунктов, в том числе город Шагонар, тысячи гектаров сельхозугодий, четыре совхоза. В 2000-2007 годах из обещанных республике 100 млн рублей уже было перечислено 85 млн рублей на возмещение ущерба районам, попавшим в зону затопления СШ ГЭС. Данный вопрос был решен положительно в результате настойчивых переговоров и письменных обращений, инициированных главой Тувы Шолбаном Кара-оолом. В территории Тувы, которые попали в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС, поступила компенсация в размере 15 млн рублей. Владелец станции ОАО «Русгидро» наконец выполнил обещание трехлетней давности, сообщает пресс-служба правительства республики. Как отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол, две трети этой суммы будут направлены в Чаа-Хольский район, богатейшие пастбища которого в начале 1980-х годов ушли под воду, огромные территории были исключены из землепользования, испортилось состояние природной среды. По информации ИА

Подробнее

В прошлом номере еженедельника «Плюс Информ» (№12 от 24 марта 2010 г.) мы начали рассказ о «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №5...

Подробнее