,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Если Шолбан Кара-оол «как денди лондонский одет», и, кроме основного доклада, еще несколько раз вставлял разного рода замечания после других выступавших... Если Лориса Ооржак, многократный чемпион и депутат Верховного Хурала от волнения не могла прочитать поздравление... Если секционные занятия назначаются перед пленарными... То становится ясно, что происходит что-то очень важное и интересное.

А важное и интересное, в данном случае, - это книжный фестиваль «Книжные сокровища - жителям Тувы».

Что было до библиотеки

Конечно, никакой фестиваль не начнется просто так, всему должен быть уважительный повод. Например, 80 лет со дня появления Национальной библиотеки Тувы.

Впрочем, в тот далекий 1931 год библиотека не была национальной. И не была даже республиканской, или государственной библиотекой ТНР. Просто в этот год в Кызыле была создана центральная библиотека. Но с ее открытия начался отсчет развития библиотечного дела в Туве.

Ведь до нее что было? Ну, петроглифы. Но даже большое собрание наскальных рисунков можно ли считать библиотекой? Были собрания некоторых книг при монастырях. К сожалению, большинство из этих книг, сутр, текстов пропали. Да и когда монастыри функционировали, то вряд ли их можно было считать общедоступными книгохранилищами.

Были частные собрания книг. Не могли не быть. Была небольшая библиотека русской колонии. Кстати, именно на ее основе и создали в свое время центральную городскую библиотеку.

Еще к концу 1925 года в республике было 42 избы-читальни. Вроде не так уж и мало, но по некоторым источникам есть сведения, что первая народно-хозяйственная перепись 1924 года выявила - в стране насчитывается 106 грамотных и 286 малограмотных на 52700 жителей.

Непохоже, чтобы это было действительно так - ведь в монастырях обучалось большое количество хуураков. Потому что если действительно чуть более сотни грамотных, то почти все они должны были бы работать в этих избах читальнях.

В Кызыле при РКП (б) также существовала библиотека.

Белых пятен в истории книги и библиотечного дела Тувы еще много. Об этом говорил и в своем докладе доктор исторических наук Николай Моллеров. Он говорил, в частности, и о том, что мы до сих пор не знаем, какие книги были в личной библиотеке Сафьянова, какие вообще были книги в личных библиотеках.

От «черной шляпы» до Интернета

Но вернемся в 1931 год. Центральная библиотека уже есть. Нет еще читательской картотеки, да и читального зала нет. Книжный фонд - четыре тысячи экземпляров, на тувинском языке - всего 300 книг, в основном - художественная и общественно-политическая литература. И библиотека получает всего две газеты. Но это уже настоящая библиотека.

И уже тогда появляется традиция - финансовые трудности. В то время библиотекари нашли простой выход из ситуации - они ставили сценки и спектакли, чтобы заработать деньги на инвентарь. Библиотекари тех лет - Соколова, Булатова, Иванова, Рачковская - увлеченно проводили лекции, беседы, громкие читки газет, вместе с читателями обсуждали материалы газеты «Красный пахарь» - органа советских граждан в Туве. Позднее это издание называлось «Вперед», а теперь - «Тувинская правда». Устраивались праздники, концерты художественной самодеятельности.

В 1932 году в библиотеке была установлена радиоточка. На лошадях с дальних стоянок тянулись в столицу чабаны послушать «черную шляпу», как тогда в Туве называли радио.

Радио - неплохой способ привлечь больше читателей. Сейчас, практически с той же целью, библиотека предоставляет возможность работать в Интернете. Интернет - «черная шляпа» нашего времени.

Дальше - больше. В середине 30-х годов библиотека начинает получать книги созданного в Туве книжного издательства, а еще два журнала и четыре газеты. К 40-м годам неграмотность населения была в основном ликвидирована, выпущено 575550 экземпляров литературы по различным отраслям знания, в том числе детской.

Библиотека становилась все больше похожей на самую настоящую библиотеку, появились первые библиотекари -тувинцы.

Первым директором библиотеки была Ольга Григорьевна Артас. Хотя о возрасте женщин говорить не принято, но есть возраст, которым можно гордиться. Ветерану библиотечного дела Тувы скоро исполнится 95 лет. Другому директору библиотеки Анастасии Александровне Давыдовой исполнится 85 лет. Елизавете Ивановне Байкаре уже 83 года.

Шолбан Валерьевич в приветствии отметил богатую судьбу библиотеки, выразил благодарность ветеранам. Впрочем, он выразил даже некоторое удивление по поводу долгожительства этих библиотекарей. А что удивляться - в библиотеке действительно могут происходить самые разные чудеса.

Читать или не читать

Это герой Шекспира рассуждал на тему «быть или не быть». У нас этот вечный вопрос стоит иначе: «читать или не читать». С одной стороны, Советский Союз в свое время называли самой читающей страной. С другой стороны, и тогда, как сейчас, жаловались, что стали меньше читать. Еще с одной стороны - библиотека и сейчас обслуживает огромное число читателей.

Обойдя эту проблему со всех сторон, посмотрим, что говорила в своем докладе Ирина Подик, зам директора колледжа искусств, Она сказала, что когда современная молодежь, читая «Ромео и Джульетту», сравнивает пьесу с мексиканским сериалом, пора задуматься о том, какое будущее ждет это общество.

Но пока молодежь читает «Ромео и Джульетту», можно не сомневаться, что будущее будет нормальным. А сравнивать можно с чем угодно. Шекспир ведь, кем бы он ни был, писал пьесы для того, чтобы их смотрели. А зрители той эпохи ненамного отличались от современных. И в его трагедиях крови льется не меньше, чем в «Убить Билла». В «Гамлете» погибают практически все герои, кроме нескольких, почти эпизодических. И если молодежь сможет находить подобные параллели - это здорово. И здорово, если они смогут заметить цитаты из того же Шекспира в разных фильмах, например, в «Дневнике принцессы» или в «Человеке эпохи Возрождения».

Так что бить тревогу, наверное, рано. Тем более в Туве. Из того же выступления И. Подик: «Образ жизни способствует определенному поведению, что проявляется и сейчас (машиной тувинец управляет, как лошадью, «она же умная, на столкновение не пойдет»), мышлению («юрточное мышление», перенесение многих терминов и понятий, связанных с юртой на современные жилища, домашнюю утварь), накладывает отпечаток на взаимоотношения народа с печатной продукцией. Чтение для тувинцев «очень святое», кто грамотен, умеет читать, тот - уважаемый человек».

Впрочем, читать стали и вправду меньше. Но может, это только временное явление? Библиотеки работают, приспосабливаясь к новым информационным технологиям. Пора и родителям внести свою лепту. Например, сделать традиционным чтение вслух по вечерам. Пусть для начала только для самых маленьких, а потом читать и с ребятами постарше, по очереди.

И не пугайтесь, если сначала подросток будет предпочитать Гарри Поттера Кафке. Это нормально. Потом у него появятся любимые романы Моэма и он сможет объяснить, чем они лучше других романов того автора.

Это, кстати, реальные примеры современных подростков. Так что, чтение пока - действительно очень святое.

На чем экономить?

А вот насчет нового здания для библиотеки надо серьезно подумать. То, что обещано впервые еще в 1958 году, остается только обещанием. О том, что можно выделить часть какого-либо здания под книжные фонды - интересно, но не выход из положения. Сейчас библиотека размещается в четырех зданиях, почти все они - памятники истории.

Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина Республики Тува нужно свое, отдельное, специальное здание, где будет предусмотрено и книгохранилище, и система читальных залов. И условия для работы специализированных отделов. Да, это дорого.

Но есть одна закономерность - чем больше вкладывать денег в образование и культуру, тем меньше потом понадобится денег для правоохранительных органов. Не будем экономить на библиотеках - сможем потом сэкономить на тюрьмах и колониях.

И. Качан, фото: http://liibrary.ru

Подробнее

С прошлого года в Объединении буддистов Тувы произошли внутренние изменения управления. Теперь здесь, как в отдельном государстве,  есть свои «министры», «депутаты», «мэр» и «председатель».

По собственному желанию ушел в отставку председатель администрации управления Камбы Ламы Тувы Шерчин Башкы, который занимал эту должность с прошлого года. Ыдык Хурал, т.е. депутаты-ламы  выбрали  нового  председателя Буяна Башкы.

В обязанности председателя входит   организация встреч с народом, с правительством, вопросы административного хозяйства. Сейчас у Буяна Башкы грандиозные планы в новой должности.

«Министрами» можно считать лам, которые отвечают за разные направления работы. Первый заместитель председателя Сооржу отвечает за открытое учение религии.  В обязанности второго заместителя председателя Ловун входит организация  обрядов, ритуалов, буддийских праздников. Также есть «министр строительства» и «министр иностранных дел». И, конечно же, «мэр», то есть настоятель храма Цеченлинг.

А вот что касается Камбы-Ламы Тэнзина Цультима, то он является духовным лидером Тувы, в его обязанности входит представительство и чтение лекций.

По информации ТВК «Новый Век» 

 

__________________________________________________________

 

 

Ежегодные учения величайшего буддийского наставника современности, лауреата Нобелевской премии мира Его Святейшества Далай-Ламы XIV для буддистов России пройдут с 5 по 10 декабря, с 19 по 21 декабря и с 1 по 10 января в Индии.

Администрация Объединения буддистов Тувы предлагает всем желающим поехать в Индию для участия в молебнах. Обращаться по тел.: 8-923-266-4876, 8-913-342-4248.

Подробнее

Сколько театров в Туве? Один? Два? Нет. Всего театров в Туве на сегодняшний день девятнадцать. Да, профессиональный театр в республике один - Национальный музыкально-драматический театр имени В. Кок-оола. Но, кроме него, в Туве в течение многих лет живут и развиваются любительские театры. В каждом районе есть народные театры, ТЮЗы. Они играют по собственной воле, из любви к театру, без всяких премий и зарплаты, на голом энтузиазме.

Некоторые из них защищают честь и достоинство нашей Тувы за пределами республики и даже России. Этим летом проходил в Хакасии Межрегиональный фестиваль-конкурс любительских театров «Потомки Белой Волчицы». Барун-Хемчикский музыкально-драматический театр со спектаклем «Иенин ынакшылы» стал лауреатом I степени за лучший спектакль, привез удивительной красоты кубок ручной работы из оникса «Камень Удачи». Кызыльский театр юного зрителя со спектаклем «Мой друг - Золотой олень» стал Лауреатом в номинации «Лучший актерский ансамбль». Они же обладатели хрустального вымпела Х Всемирного фестиваля детских любительских театров «Дети играют для детей», обладатели I места в номинации «Театральный конкурс» в Московском международном форуме «Одаренные дети», обладатели серебряной медали IV Молодежных дельфийских игр России. Одним из сильнейших театров по праву считается Детский театральный коллектив «Эдельвейс» Чеди-Хольского района со спектаклем «Страхолюдина» - дипломанты III степени Международного детского и юношеского фестиваля «Сибирь зажигает звезды» в Новосибирске. Особых почестей и похвалы достойны Лауреаты I степени в смотре-конкурсе народных театров Сибири «Свет рампы» в Новосибирске - коллектив Дзун-Хемчикского народного театра со спектаклем «Ынакшылдын тоогузу», вызвавший восторженные отзывы критиков.

Все эти лучшие театральные коллективы Тувы в качестве почетных гостей приглашены на Республиканский фестиваль-конкурс народных театров и ТЮЗов «Уран-чуулдун кузунгузу», который пройдет 21 и 22 октября в Доме народного творчества. В этом году, можно сказать, у фестиваля произошло второе рождение, так как у него появилось название - «Уран-чуулдун кузунгузу» («Магическое зеркало искусства»). Кузунгу (зеркало) - это магическое зеркало шаманов, где отражается прошлое и будущее. Искусство тоже впитывает историю и отражает ее на своем языке, на языке, понятном народу. Это название фестивалю дал писатель Эдуард Мижит, заслуженный деятель искусств РТ. Также у фестиваля появилась эмблема, выполненная главным художником Национального музыкально-драматического театра Маннаем Хомушку.

На сцене Дома народного творчества 21 октября 2011 года почетные гости фестиваля-конкурса представят свои лучшие спектакли. В 10 часов - открытие выставки почетных гостей фестиваля в фойе Дома народного творчества, где зрители увидят трофеи почетных гостей: грамоты, кубки, награды. Здесь же будут выставлены фотографии разных спектаклей, может быть кое-какие сохранившиеся костюмы из спектаклей, элементы декораций и реквизиты. Мы говорим «может быть», поскольку перед любительскими театрами в процессе подготовки новой постановки всегда возникает вопрос «Где взять костюмы и декорации?». И приходится решать эту проблему, перекраивая и перешивая костюмы других спектаклей. Таким образом, сильно страдает репертуар театров из-за неимения костюмов и декораций.

В 14 часов ТЮЗ представит спектакль по мотивам тувинских сказок «Мой друг - Золотой олень», режиссер Айлана Чадамба, в 15 часов - спектакль «Страхолюдина» Чеди-Хольского детского коллектива «Эдельвейс», инсценировка и постановка Мариты Иргит, в 16 часов Барун-Хемчикский музыкально-драматический театр представит спектакль «Иенин ынакшылы» по известной легенде «Уттуг-Хая» Эдуарда Мижита, режиссер Александра Саая, в 17 часов - торжественное открытие Республиканского фестиваля народных театров и ТЮЗов «Уран-чуулдун кузунгузу», а в 18 часов - спектакль «Ынакшылдын тоогузу» Дзун-Хемчикского народного театра по пьесе К. Сагды «Назын халыыны», режиссер Мариана Кара-Сал. 22 октября с 9 часов - показ конкурсных спектаклей участников фестиваля со всей республики, который завершится церемонией награждения.

Министерство культуры РТ и Республиканский центр народного творчества и досуга проводит фестиваль народных театров и ТЮЗов ежегодно. Но слабое финансирование или вовсе его отсутствие со стороны муниципальных органов и спонсоров, к сожалению, препятствует раскрытию в полной степени творческого потенциала народных театров и ТЮЗов. Из-за высокой стоимости оплаты проезда многие коллективы лишены возможности участия в различных мероприятиях, семинарах, фестивалях и конкурсах даже в Кызыле, не говоря уже о выездах и гастролях за пределы республики. Например, в этом году собирался участвовать в фестивале Тоджинский народный театр. Специально была заказана пьеса «Буян-Бадыргынын ынакшылы» («Любовь Буяна-Бадыргы») драматургу Шангыр-оолу Сувану, но из-за финансовых проблем театр вынужден отказаться от участия. Фестиваль «Уран-чуулдун кузунгузу» призван привлечь внимание к этим театрам со стороны широкой общественности и властей, дает возможность раскрыть таланты, стимулирует стремление к профессиональному росту артистов, играющих на сцене сельских клубов.

Виктория Хомушку

Подробнее

Все главное в судьбе человека начинается со школы. Школа - это ступень в будущее, которая подготавливает к взрослой жизни. Я учусь в кызыльской школе №1, которой 16 октября исполнилось 95 лет.

С чего все начиналось

Любой ученик должен знать историю своего учебного заведения. Храм знаний, в котором учусь я, отличается от других школ своей особенной историей. Наша школа - первая средняя школа Тувы, которая открылась 1 сентября 1916 года в Белоцарске. В ней был всего один класс с 47 учениками и один, самый первый учитель, Александр Михайлович Богатков. У школы не было специального здания, дети учились в бараке, принадлежавшем переселенческому управлению. В классах были парты, струганные топором, дымила железная печка, фитильки масляных ламп, продетые через ломтик сырого картофеля, освещали тетрадные листы.

Весной 1932 года была сделана закладка первого двухэтажного здания в Кызыле - и это было здание первой школы. Ребятишки в повозках на лошадях перевозили камни с Енисея. Не только строители, но и учителя, и дети - все принимали участие в закладке фундамента. А через три года, осенью 1935, ученики вошли в классы нового школьного здания. Сейчас здесь размещаются начальные классы.

В сороковые годы над всем Советским Союзом нависла страшная туча войны, и жители Тувинской Народной Республики не остались в стороне. В адрес правительства поступало большое количество заявлений с просьбой отправить их добровольцами на фронт, чтобы громить немецко-фашистских оккупантов. На фронт из нашей школы шли не только учителя, но и старшеклассники. Многие из них были награждены орденами и медалями.

В 1988 г. для первой школы было построено новое трехэтажное здание из красного кирпича по улице Кочетова, 59/3. Это подарок от московских строителей школьникам. В первый год в ней обучалось 928 человек, тогда впервые в школе были открыты национальные классы. Обучение было в одну смену. Со второй - работали клубы, кружки по интересам, спортивные секции, факультативы. Сегодня в школе обучаются 2252 ученика в 82 классах.

Учитель - наша вторая мама

Совсем недавно мы шли с одноклассниками и разговаривали о любимых учителях. Признаюсь честно, у меня нет ни любимых, ни нелюбимых преподавателей. Просто, к кому-то я отношусь чуточку лучше, чем к другим. Все учителя разные. Мы их, как и семью, не выбираем. Я уважаю всех учителей, потому что они нас учат. Воспитывают в нас характер. Делают нас целеустремленными, смелыми, самостоятельными, уверенными в себе. Готовят к взрослой жизни.

Но о некоторых учителях просто нельзя не сказать подробнее.

Постоянно в числе лучших был кружок выразительного чтения, который возглавляла потрясающий учитель русского языка и литературы Светлана Александровна Стремоусова. Это очень талантливый педагог и воспитатель. И ученики, и педагоги школы гордятся тем, что такой замечательный учитель работал именно в этом храме знаний.

Давно в школе работает Ирина Ивановна Агбан, учитель биологии и завуч школы до 2005 года. Её учащиеся постоянно занимают призовые места на олимпиадах. Это человек высоких моральных качеств, и все ее учащиеся во всем старались подражать ей.

Сразу после педагогического института пришла работать в школу Татьяна Ивановна Белоусова, теперь это опытный учитель математики. Один из ее учеников, который сейчас учится в аспирантуре в Германии, всегда с восторгом отзывается о ней, говорит, что именно она привила ему любовь к математике.

Возглавляет дружный педагогический коллектив Раиса Николаевна Хайманова.

«Для меня школа - это моя жизнь,- говорит директор, - Я пришла сюда работать сразу после училища, мне тогда было 19 лет. Недавно, правда, была избрана в Великий Хурал, но и эти четыре года не расставалась со школой, проводила занятия».

В нашей школе работают замечательные педагоги, и вот что пишут о них дети и родители в Книге отзывов, в школьных сочинениях: «Отрадно, что в нашей школе есть такие замечательные учителя. Их профессия является самой благородной на всей Земле. Спасибо за их труд! Спасибо за их терпение! Спасибо за то, что они есть!»

Нам есть, кем гордиться!

Я никогда не думала, что из одной школы такого провинциального городка, как наш, может выйти столько замечательных и знаменитых людей.

Один из них - это Михаил Артемьевич Бухтуев, его имя носит моя школа. Он погиб во время Великой Отечественной войны на станции Черные Броды Октябрьского района Гомельской области, тогда ему было всего девятнадцать лет. Держась обожженными руками за рычаги, Михаил направил горящий танк на вражеский бронепоезд. Это был первый и единственный в истории войн танковый таран. Михаилу Бухтуеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Николаевич Макаренко, еще один Герой Советского Союза,тоже учился в первой школе.

Первый в стране министр МЧС Сергей Шойгу, принес немалую славу школе. Он создал службу МЧС. Для этого потребовалось много усилий, трудолюбия, терпения. Когда Сергей Кужугетович учился в школе, он был постоянным участником спортивных соревнований и трудовых десантов, очень любознательным и отзывчивым, стремился каждому прийти на помощь.

Зоя Юрьевна Доржу - первая женщина - тувинка - доктор исторических наук, профессор, научный руководитель аспирантуры в ТувГУ. Проректор по науке ТувГУ Ольга Матпаевна Хомушку, доктор философских наук. Её сестра Галина Матпаевна, кандидат химических наук, научный сотрудник в наукограде, в Обнинске Московской области. В Тувинском институте гуманитарных исследований работает главный научный сотрудник, заведующая сектором культуры, доктор культурологии, кандидат искусствоведения Айлана Калиновна Кужугет, профессор кафедры философии ТувГУ.

Каждый человек уникален и неповторим. Есть такое выражение «выдающаяся личность», но каждую личность можно считать выдающейся, только за то, что она есть. Поэтому всех выпускников, которые вышли из дверей моей школы, можн ytо считать выдающимися личностями, а их было не мало, это я могу сказать точно!

Мы вместе, а значит, рядом!

Знаменитый колумбийский писатель-прозаик Габриэль Гарсия Маркес сказал: «Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда с тобой!» Эти слова можно отнести и к моей школе. Хоть и учусь в ней всего три года, я успела ее полюбить. Педагоги каждый день дают мне новые знания, иногда читают нотации, уча жизни, но, мне кажется, без всего этого школа просто была бы не храмом наук, а обычным зданием. Благодаря ей, я познакомилась со своей лучшей подругой, без которой уже не представляю свою жизнь. И устроилась работать в «Плюс Информ». Может быть, это благодаря нашим наставникам, которые входят в школьную детскую общественную организацию «Добрая Дорога Детства». А может, благодаря родительскому комитету. Но я знаю точно, что без школы я бы многого не смогла достичь.

Будущее - в ваших руках!

Будущее моей школы вряд ли отличается от будущего других школ. Мы уйдем, придут другие. Но как говорит Раиса Николаевна: «Статус первой школы должен быть очень высоким. Эта школа с очень богатыми традициями, которые хранятся и приумножаются», - и самое главное - чтобы наша школа оставалась первой во всем!

Подготовила Д. Корсакова

Подробнее

Странное что-то происходит со скифами в Туве. Одними скифами мы гордимся, создали экспозицию в музее, водим туда туристов. Другие памятники скифской культуры мы экстренно спасаем от строительства железной дороги. Третьих - не замечаем, и не пытаемся спасти от прямой и явной угрозы.

Скифы третьего сорта?

Курганов в Туве много, в том числе и скифского периода. Даже чтобы просто проложить железную дорогу, сначала надо аккуратно исследовать все курганы и поминальные сооружения, спасибо Русскому географическому обществу и МЧС за помощь.

Но есть курганы практически в самом Кызыле, на землях, принадлежащих городу. С ними-то что делать?

На правом берегу Енисея, от колонии и до хурээ протянулась цепочка древних курганов. Их возраст можно определить девятым-седьмым веками до нашей эры. Они могут оказаться старше тех, что уже исследованы. И они же могут бесследно пропасть.

До 1 марта 2011 года мэрия выделила земли под жилищное строительство в районе АЗС «Капитал». Некто Сенников получил в аренду 6,5 га под жилищное строительство. И оно идет полным ходом.

Сейчас эти земли переданы в распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений. Министерство собирается расторгнуть договор аренды. Из-за курганов? Вовсе нет. О них оказывается никто и не знал. На правом берегу по новому генплану города собираются строить большой микрорайон.

То, что в мэрии не знали о существовании курганов скифского времени на территории Кызыла, еще можно понять. Курганов у нас, действительно, много, и несколько десятков курганов вполне могли оказаться незамеченными. Хотя, вот именно на земле Кызыла, их и было легче всего разглядеть. Но дело даже не в этом.

Существует стандартная процедура согласования. Вероятно, где-то и с кем-то все было согласовано. А может, и не со всеми. Мы этого не можем утверждать, потому что Комитет по охране памятников тоже остался незамеченным, как и сами курганы.

Идти против закона - себе дороже. Предположим, некто уже вложил большую сумму, а тут ему будут говорить, что все вложенное им было сделано совершено напрасно, и землю эту у него забирают, и раскопки начинают делать... Ну кому это понравится. Человек ведь уверен, что если ему выделили землю, если есть такое решение, то уж точно все по закону.

А вот про закон как раз никто и не думал. Как предполагает Ульяна Бичелдей, чиновникам и в голову не пришло, что нужно что-то согласовывать, что они идут против закона.

Скифы вне закона

Вне закона оказались все договоры, подписанные насчет этих земель. Но в реальности вне закона остались скифы. Точнее, памятники их культуры.

Строительство идет полным ходом. Часть земель уже занята постройками, земля там выровнена. Было ли что-то на этой территории? Осталось ли там что-то? Эти вопросы пока не имеют ответа.

Курганы рядом со строительством достаточно большие и достаточно древние. Некоторые из них уже разграблены.

Но в данном случае это не столь важно - захоронения оказались «вне закона» много веков назад. Как говорят археологи, грабить их начали еще современники. Это делалось не ради выгоды. Скорее всего, враждебное племя хотело уничтожить святыню, уничтожить память.

Эти курганы тоже надо изучать, раскапывать. Врагам надо было уничтожить останки, они не охотились за предметами материальной культуры.

Более древние скифские захоронения окружены более крупными валунами. Судя по величине валунов, на правом берегу действительно можно найти что-то очень древнее и интересное. Можно - если будут приняты необходимые меры.

А ведь на правом берегу уже построены и туристический комплекс, и хурээ. Кто и как раздавал разным лицам и организациям земли со скифскими захоронениями?

И когда мы действительно поймем, что живем именно в Туве, где находится много исторических ценностей?

И еще раз о караванах и средиземно­­­морских бусинах

Вообще-то, это еще раз о скифах. А караванов в те времена вовсе не было. Да, в Туве находили бусины, сделанные в Передней Азии, в Египте, янтарные бусины. Но не ходили бродячие торговцы по скифским просторам, и не ходили бородатые купцы с караванами. Все это будет позже. А в те времена был только обмен между близ живущими племенами. Они обменивались разными вещами. Причем, не знали ценности золота. О ценности золота им скажут позже. Уже когда появятся настоящие торговцы. А в те древние времена и у рядовых членов племени могли быть золотые вещи - эти предметы были не слишком практичны и удобны.

Через какое-то время из золота уже будут делать только украшения и ритуальные предметы.

Скифы действительно интересный народ. И мы о них не так-то уж много знаем. Геродот описывал причерноморских скифов. Но разные племена в разном климате просто не могли жить абсолютно одинаково. Конечно, были различия. А поскольку не сохранилось жилищ или каких-то еще памятников культуры, то побольше узнать о них мы можем только исследуя находки из курганов.

Пройтись по курганам и поминальникам экскаватором - не самый лучший способ исследования.

Комитет охраны памятников собирается серьезно ставить вопрос на заседании правительства. Любые земли, которые отводятся под строительство чего бы то ни было, должны быть осмотрены сотрудниками Комитета по охране памятников, если будут обнаружены признаки культурных и исторических объектов, эти земли должны серьезно изучаться специалистами. Затем специалисты должны написать отчет, и по материалам отчета принимается решение о том, можно ли здесь заниматься строительством, не пора ли принимать экстренные меры по спасению объектов культуры и истории.

Да, это и длинно и дорого. Но иного пути просто нет.

А кому это надо? Самим скифам? Вряд ли. Скифы прожили свою долгую, и, будем надеяться, счастливую жизнь.

Это мы сейчас хотим узнать о них побольше. И мы считаем, что памятники культуры скифского времени интересны для туристов. И мы хотим сохранить память всех племен, проживавших на территории Тувы.

А раз это все надо именно нам, почему же не отнестись более серьезно к сохранению памятников, или хотя бы не выполнять закон в полном объеме?

И. Качан

Подробнее

Жил-был ученый. Настоящий ученый, большой, смелый. Он не боялся отстаивать свои взгляды в любой ситуации. Не гнулся от давления свыше, и не сломался, оказавшись в немилости.

15 сентября исполнилось бы 85 лет известному ученому, первому тувинскому профессору, доктору филологических наук Шулуу Чыргал-ооловичу Сату. Он был одним из первых тувинских ученых-языковедов, ярким представителем национальной интеллигенции.

Сказка для молодежи

Шулуу Сат и Владимир Очур, будучи молодыми сотрудниками ТНИИЯЛИ, в 1956 г. опубликовали статьи в газете «Шын». Уже тогда они подняли запретную для обсуждения тему  утрату традиционной тувинской культуры. Это было смелым поступком, так как в то время газеты находились под жестким контролем партии.

В комментарии к статьям редакция призвала читателей к диалогу, пояснив важность публичного обсуждения поднятых актуальных вопросов. Авторы впервые публично заявили о несоответствии между декларируемыми задачами партии в сфере национальной культуры и сложившейся в Туве практикой. На конкретных примерах ученые показали, что национальные обычаи и традиции тувинцев забываются. Это тувинские игры (тевек-тевери, кажык-адары, буга-шыдыраа, стрельба из лука, старые виды шахмат), изготовление и игра на традиционных музыкальных инструментах (хомус, игил, чадаган, бызаанчи), народные промыслы (шитье национальной одежды, изготовление домашней утвари, конных принадлежностей), тувинская кухня (курут, далган и др.). Ученые с тревогой писали: утрачивается то, что отвечало духовным потребностям тувинского народа с самой древности. Ш.Ч. Сат подметил разрыв в преемственности передачи традиций, из-за чего, по его словам, подрастающее поколение слушает о тувинских играх, словно в сказке.

Для того, чтобы сохранить самобытную тувинскую культуру и народное мастерство, по мнению ученых, нужно было внести изменения в областную политику в сфере культуры.

Разгром

Авторы статей получили «Разгромный ответ «защитникам» тувинской национальной культуры» от первого секретаря обкома КПСС С.К. Тока, поставившего точку в общественном обсуждении темы. В своем ответе он подписался как писатель и разгромил все утверждения ученых, посчитав их проявлением буржуазного национализма. По его мнению, В.Ч. Очур и Ш.Ч. Сат говорили о возрождении некоторых элементов тувинской культуры и быта, давно забытых народом и отвергнутых самой жизнью, так как «по отношению к вышеуказанным предметам не было принято решение о запрете...». Он писал, что «араты сами забыли все это», и сейчас, когда наши колхозники живут в светлых, теплых бревенчатых домах, они требуют не национальную обувь (тяжелая, жарко летом, скользкая), а ботинки, бродни, фуфайки, кирзовые сапоги. Вместо национальных музыкальных инструментов у аратов есть другие - гитары, аккордеоны, вместо тувинских игр - волейбол, футбол, игра в городки, легкая и тяжелая атлетика. Эти особенности национальной культуры, о которых с тревогой писали ученые, ассоциировались у аратов, по убеждению С.К. Тока, с отсталостью, нищетой и голодом, присущим дореволюционной жизни.

Много внимания автор уделил перечислению достижений в развитии тувинской культуры. Он не раз подчеркнул, что основой дальнейшего развития культуры тувинского народа может быть только советская культура. В заключение С.К. Тока язвительно заметил, что если «защитники» тувинской культуры хотят узнать всю правду о жизни Советской Тувы, то им следует 2-3 года поработать в колхозах и селах.

Ссылка

В итоге молодых ученых отправили «набраться ума»: изучать народные обычаи и культуру, а на самом деле в ссылку  Шулуу Сата - в Каа-Хемский район, а Владимира Очура - в Барун-Хемчик. Но С.К. Тока не ограничился публичным ответом и ссылкой ученых в районы. Чтобы пресечь развернувшиеся в обществе дискуссии по этому вопросу и подобные случаи в будущем, на заседании обкома партии специально был рассмотрен этот вопрос. Постановили: считать статьи В.Ч. Очура и Ш.Ч. Сата «однобокими, идейно вредными, так как в них они восхваляют все прошлое без разбора, в отрыве от современности, прогрессивности и без учета марксистко-ленинского понимания национальной культуры».

Редактору газеты «Шын» был объявлен строгий выговор. От редакции обком потребовал срочно разъяснить читателям ошибочность статей, опубликованных по этому вопросу. По воспоминаниям В. Чадамба, сотрудников редакции впоследствии всячески притесняли. Эти примеры  исключения в деятельности тувинских газет в советский период. К сожалению, после расправы с учеными и притеснения сотрудников редакции, на долгие годы в прессе восторжествовал диктат партийной цензуры и контроля.

Пример для современников

Шулуу Сат остался верен избранному пути, после возвращения он продолжил свою деятельность. Долгое время работал в Кызыльском пединституте. Он реализовывал свои идеи в повседневной деятельности, закладывая уважительное отношение к национальной культуре и родному языку у своих учеников. Ученый внес большой вклад в популяризацию тувинского языка и культуры среди подрастающего поколения, активно выступая на страницах газет «Тыванын аныяктары» и «Сылдысчыгаш». В постоянной рубрике «Учи родной язык» он давал оригинальные уроки родного языка и культуры речи. Вот темы некоторых  «Употребление идиом», «О чистоте родного языка», «Почему называют оглу (сын)?».

В 1962 г. Шулуу Чыргал-оолович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Причастие в тувинском языке», а в 1982 г. - докторскую на тему «Формирование и развитие тувинского национального литературного языка». Он написал около 100 научных публикаций, причем десять из них  это труды, заложившие основы тувинского языкознания.

Плодотворная деятельность Шулуу Чыргал-ооловича, его принципиальность, смелость и дальновидность вызывают восхищение и глубокое уважение. Настоящий ученый, болевший за судьбу своего народа. Он пример для тех ученых, которые видят проблемы, но в угоду политической конъюнктуре и личной карьере предпочитают отмалчиваться.

Сегодня Тува - это один из немногих регионов РФ, где сохранилась самобытная национальная культура, подавляющее большинство населения которой пользуется родным языком. Это заслуга, в том числе, Шулуу Сата.

Валерия Кан

Подробнее

Тувинское время не означает банальное опоздание. Это значит - любое событие происходит именно тогда, когда должно. Старания приблизить его, назначить точное время - бесполезны. И православие в Центре Азии точно вписалось в законы тувинского времени.

«Не особенно благодатная почва»

Православные священники к началу ХХ века уже имели примеры успешной миссионерской деятельности по всей Сибири. Но не в Туве. Священник Владимир Юневич писал: «Обширное поле миссионерской деятельности среди сойотов-язычников стоит пока нетронутым. Прежде, чем крестить сойота, не знающего русского языка, необходимо его научить, а главным образом обрусить... Крестить же теперешнего закоренелого сойота-язычника едва ли представляется удобным и отвечающим достоинству миссии, не говоря уже о политической стороне вопроса. Надо и то сказать, что суровый сибиряк, да еще сибиряк, ищущий приволья в Урянхае, представляет не особенно благодатную почву для идейной работы, не говоря уже о том, что немало наберется здесь прямо отрицательного элемента. Это вам не покорный или чувствительный белорус или сентиментальный хохол».

Православный молитвенный дом в Туране, построенный в девяностых годах ХIХ века производил впечатление: «беднее избы самого простого бедняка туранца».

С 1915 по 1916 годы велась закладка и строительство православных храмов, но ни одному из них не дано было быть достроенными.

Александр Турский

Даже основывая село, русские переселенцы в первую очередь старались строить церковь, хоть и небольшую. Неужели, закладывая город, могли не подумать о храме?

Александр Турский в 1915 году закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край. Служба складывалась сложно, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске, в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края. И это сразу после окончания семинарии!

Церемония освящения будущего храма состоялась 2 августа 1915 года. «Хотя фундамент для храма был заложен еще в минувшем году, и постройка церкви мною продолжалась, но из-за дел я выяснил, что положенного по чину освящения закладки не было, почему и просил разрешения епископа Енисейского и Красноярского Никона на освещение закладки телеграфом от 27 апреля 1915 года за №737, - писал из Белоцарска Габаев. - На торжество это был командирован епархиальный благочинный о. Владимир Кузьмин со священником о. Вячеславом Борковым и дьяконом о. Дмитрием Воеводиным. Кроме того, с благочинным прибыли Усинский священник о.Григорий Иванов и Туранский священник о. Владимир Юневич с псаломщиком. А также вновь назначенный в Белоцарск разъездной священник Александр Турский».

Возводили православный храм в Белоцарске на средства Святейшего Синода. Мрамор для отделки везли с Урала. Иконостас создавали в мастерской Васнецова.

В Белоцарске храм возвели. Но количество прихожан было очень небольшим - город-то только строился - в белоцарском приходе - от Баянкола до Федоровки общая численность православного населения - 161 душа.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Белоцарске должен был сыграть свою историческую роль, но не успел. Он сгорел во время белоцарского боя.

Турский служил в селе Ермаковском, потом был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии, в 1935 году возглавил Красноярскую епархию. В 1937 году за контрреволюционную деятельность был расстрелян. В вину ему вменили сбор информации через бродячих монахов.

И в Кызыле официально зарегистрированного православного храма долгое время не было. Вероятно, не было в этом и особой нужды.

Но в 1946 году появляется исторический документ: «О выделении земельного участка под строительство церкви в г. Кызыле». Документ подписал Иосиф Сталин. И через пять лет, в 1951 году уже состоялось освящение Свято-Троицкого храма.

Храмовый комплекс с подземельями

Приехавший с визитом Святейший Патриарх освятил новый Воскресенский Храм. Строительство его проходит не быстро, но и не медленно - тувинское время. А вот как его проектировали - это отдельный вопрос.

Впрочем, проектировали не храм - храмовый комплекс. Руководитель проекта - Борис Руднев, директор Тувагражданпроекта. Архитектор учился, понятно, еще в советское время, и никаких специальных знаний по строительству церквей тогда не давали. Церкви, если и расматривались, то только как памятники архитектуры, например, говорили о псковских соборах. Но никогда не предполагалось, что надо будет нечто подобное проектировать и строить.

Конечно, есть определенные каноны, например, алтарь должен быть ориентирован в сторону восхода солнца, должна быть несколько расширенная центральная часть, чтобы там могли собираться прихожане, должны быть удобные входы-выходы.

Но в целом, приходилось читать литературу и овладевать знаниями строительства храма с самых основ.

Храмовый комплекс состоит из нескольких зданий, у каждого был свой проектировщик. Проект самого храма создавал Борис Руднев, часовни - Виктор Аникин, воскресной школы - Орлан Донгак. На территории комплекса должно быть еще здание, где будут и столовая, и кабинеты и канцелярия, в общем - притчевый дом.

У входа будет лавка для продажи икон и свечей, там же можно будет брать святую воду. А уникален комплекс еще и тем, что все здания будут соединены подземными переходами. Один такой переход уже построен - между часовней и храмом.

В переходах, кстати, будут размещены и все коммуникации - вода, отопление. Так что, если вдруг случится авария, не нужно будет землю копать, чтобы добраться до поломки.

То, что это не отдельные здания, а именно комплекс, решается оформлением, расположением куполов. Купол на часовне вписывается в общую композицию куполов храма. Самый большой купол имеет диаметр 8,5 метра, над часовней - 4, 5 метра, над алтарем - 2 метра. Еще будет главка над входом, пока еще недостроенным, - полтора метра в диаметре.

Строительство впереди еще большое, хотя Святейший Патриарх уже и освятил храм. Но полностью оценить весь храмовый комплекс мы сможем еще не скоро.

А есть и еще одни вопрос. Храм-храмом, но как люди приходят к вере? Архитектор Борис Руднев принял крещение, когда занимался проектированием. Чтобы создать храм, надо было постичь идею религии, идею веры. И на этом этапе он принял веру.

И. Качан

Подробнее

Читальный зал Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина открылся после капитальной реконструкции. Зал стал как новый. Но остались старые проблемы библиотеки.

Изучение истории по библиотеке

Конечно, огромное удовольствие работать в красивом, уютном, благоустроенном здании. Раньше, очень давно, это было здание ветлечебницы. Добротное, высокое, но приспособленное именно для посещения таких пациентов, как кони, свиньи и т.д.

Потом его много раз переоборудовали. Несколько раз поднимали пол. Помещения стали казаться ниже, но, по сути, это по-прежнему оставалось неблагоустроенное и малопригодное для библиотеки место.

Национальная библиотека им. А.С. Пушкина содержит богатейшее собрание книг, особенно по истории, культуре, этнографии тувинцев, журналы и газеты, много научной и методической литературы, получаемой в последнее время в том числе и благодаря международному фонду. Только в читальном зале Национальной библиотеки хранится более 26 тысяч книг, ежегодно зал посещают 2,5 тысячи читателей.

Библиотека востребована, в ней всегда много народу. Во всех ее четырех зданиях. То есть, в трех. Одно помещение - книгохранилище не предназначено для посещений.

А остальные три - небольшой каталог-путеводитель по старому Кызылу. Читальный зал - бывшая ветлечебница, зал Отдела литературы по искусству - одно из первых каменных зданий Кызыла. Здесь находилась первая электростанция, построенная советским правительством в дар тувинскому народу в 1925 г.

Здание, в котором располагаются абонемент, краеведческий, библиографический и другие отделы, раньше занимал государственный банк.

Это всё - очень интересные здания. Но такая разрозненность не идет на благо библиотечной работе. Обещают, что скоро построят новое специализированное типовое здание. Обещают с 1958 года.

Кадры решают все

Финансирование библиотеки невелико. И это почти естественно - практически вся культура у нас финансируется по остаточному принципу. Бюджет библиотеки госуниверситета гораздо больше. А вот студенты госуниверситета предпочитают заниматься именно в «Пушкинке». Доходило до того, что руководство ТГУ в свое время выходило с предложениями больше комплектовать фонд национальной библиотеки теми пособиями, которые нужны их студентам. Почему такое могло произойти?

А сейчас еще есть Интернет. «Найдется все»! Но на количество читателей это не слишком влияет. Тоже интересно почему?

Секрет прост: кто ищет и как ищет. Сотрудники Пушкинской библиотеки обладают высоким профессионализмом и опытом работы. Каждый читатель может быть уверен, что здесь найдут именно то, что ему надо.

Может быть, некоторые молодые специалисты и не вполне справляются с этой задачей, но всегда рядом есть опытные сотрудники. Преемственность традиций здесь сохраняется.

И всегда сохраняется сама атмосфера библиотеки. Сколько бы лет ни прошло - здесь все по-прежнему: уют, тишина, заполненная шелестом страниц, благодарные читатели разных поколений. Со временем читатели становятся авторами книг, они приносят их в любимую библиотеку, и новые читатели готовятся к своим новым ученым исследованиям.

И. Качан

Подробнее

Любите ли вы джаз? Говорят ли вам что-то такие названия, как: «Настроение», «Ленивый полдень», «Человек-арбуз», «Переверни страницу», «Любовная серенада», «Венера», «Лунная серенада», «Караван»? Если да, то вы наверняка были в числе тех, кто устроил ...

Подробнее

Первый раз мальчик из села Кара-Холь попал в театр в шестнадцать лет. Он был околдован волшебством сцены и остался в театре навсегда. «Навсегда» - это не просто оборот речи. Говорят, накануне юбилейного вечера, техничка мыла сцену и видела пожилого м...

Подробнее