,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Лучшие на пути кочевника


Лучшие на пути кочевника

 (голосов: 0)

Лучшие на пути кочевникаНовость о том, что наши артисты победили на очередном фестивале, может и не привлечь особенного внимания – мы привыкли к тому, что наши артисты постоянно привозят награды с разных конкурсов. Но взгляните на это дело иначе – на Международном фестивале победила первая работа молодого режиссера Айдыса Чададамбы. Больше того – это была его дипломная работа. Дипломная работа начинающего режиссера победила на Международном фестивале!

Кто участвовал в конкурсе?

Может быть, на фестивале были все новички? Отнюдь. На III Международный фестиваль театров кукол «Путь кочевника» в Улан-Удэ приехали разные, в том числе и достаточно известные театры. Бурятский театр кукол отметил полувековой юбилей, у остальных тоже опыта предостаточно. Санкт-Петербургский Театр марионеток им. Е.С. Деммени вообще первый в России профессиональный театр кукол, его создали в 1918 году. В конкурсной программе участвовали семь театров кукол из России, театры из Монголии, Китая и Японии были вне конкурса. Но они тоже ведь создавали атмосферу соперничества!

Почему Питерский театр оказался на фестивале «Путь кочевника»? Разве жители северной столицы кочуют? Директор тувинского театра кукол Саян Монгуш смеется: «Все артисты ведут кочевую жизнь!»

В разных номинациях победили разные театры. Например, за «Лучшую сценографию» отметили спектакль «Сайнэр. Говорящий с ветром» Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр». Лучшим режиссером был признан Владислав Костин из Театра кукол «Терлямы» города Братска. За работу с масками в спектакле «Коза и овца» - Татарский государственный театр кукол «ЭКИЯТ», г. Казань. Но это все частности. А в целом жюри единогласно признало лучшим спектакль нашего театра.

Лучшие на пути кочевника«Ну вот, про войну…»

Жюри фестиваля было очень авторитетным. Председатель - Давид Бурман - театральный режиссёр и продюсер, Член Экспертного совета по негосударственным театрам, президент и директор Международного фестиваля КУКАRТ. Другой член жюри - Марек Вашкель - польский историк театра кукол и театральный критик, доктор философии, профессор Варшавской театральной академии, директор Белостокского театра кукол. И еще Анна Константинова, кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, сотрудничает с фестивалями синтетических театров и театров кукол в России, Беларуси, Литве, Польше, член экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Марек Вашель позже честно сказал, когда они узнали, что будет спектакль о войне, они откровенно заскучали. Представили статичные позы, кричащие лозунги. Ну как куклы могут показать войну?

Но когда начали смотреть… Спектакль буквально был «напичкан» находками. Находки художника – цветные тени в теневом театре. Опять же находка художника изображение вражеского войска в виде разных чудовищ – так, как смог представить «фашистскую гидру» маленький мальчик с Тоджи.

Когда в кульминационный момент вступило «музыкальное оформление», точнее – большой шаманский бубен, жюри застыло, задумалось… Потом Марек Вашкель наклонился к директору театра Саяну Монгушу: «Это же Шостакович?». Да, Шостакович. Эпизод нашествия из «Ленинградской симфонии». Кто-нибудь слышал Шостаковича в переложении для бубна? А это уже находка Альберта Хомушку.

Лучшие на пути кочевникаИстория тоджинского мальчика

Мальчик Адыгжи – сын оленеводов. Его отец ушел добровольцем на фронт, мать много работает, чтобы помочь Красной армии, пасет оленей, добывает пушнину. Адыгжы помогает пасти. А по вечерам слушает сказки, которые рассказывает бабушка. И слушает письма от отца, которые читает бабушка. Однажды малыш увидел сон, как он со своими друзьями оленями воюет против фашистов. Понятно, мальчик не знал, кто такие фашисты, и воображал их в виде чудовищных пауков и змей. А когда проснулся, то понял, чем он сам может помочь Красной Армии. Вот и все – сюжет самый незамысловатый.

Остается добавить, что спектакль «Белек» создали по мотивам одноименной повести тувинского писателя Степана Сарыг-оола. А еще он вошел в «лонг-лист» премии «Золотая маска». Конечно, лучше бы в «шорт-лист», но, вероятно, дело просто в технических возможностях – трудно было передать на видео атмосферу спектакля.

А сейчас Давид Бурман сказал: «Театр, который мы для себя открыли, стал для нас уникальным явлением, событием и фейерверком».

Два дня туда, два – обратно

Эта пресловутая транспортная проблема мешает нашему театру посещать большее количество фестивалей.

Для спектакля «Белек» нужен минимум декораций. Самый большой предмет – складывающийся планшет – экран, на котором будут передвигаться теневые фигуры. Все остальные декорации и сами куклы занимают очень немного места – они же плоские. Так что места в «таблетке» почти не занимали. Почему речь зашла именно об этом микроавтобусе? Потому что именно на нем два дня до Улан-Удэ и два дня назад ехали артисты. В тесноте, да не в обиде. По крайней мере, никто ни о каких обидах не вспоминал. На время возвращения возникло вообще состояние эйфории, трудности почти не замечали. Да и все равно, другого транспорта для театра кукол просто нет.

Лучшие на пути кочевникаОт утренников к «Гэсэру»

Сам Айдыс Чадамба, как кажется, слегка напуган победой. Это ведь налагает огромную ответственность – взял высокую планку и теперь надо ее держать! И, похоже, он не совсем уверен, что сможет. «Айдыс, это ведь ваш первый спектакль?» «Нет». «Как нет, а что еще было?» «Ну, новогодние спектакли…»

Так. Утренники они как бы вообще-то не считаются. А «Белек» это был действительно его дипломный спектакль. Это говорит еще и о том, что потенциал молодого режиссера большой. Но вот что дальше будет? А дальше будет постановка про Гэсэра. То есть, герой тувинских сказок зовется Кезер или Кезер-Мерген. Но суть от этого не меняется. Гэсэр, ниспосланный небом герой - Сын Неба, небесный всадник, бог войны (покровитель воинов) и царь-избранник, очищающий землю от чудовищ. В тувинских сказках это именно он построил Железный плот. И он же сотворил реку Хемчик. И реку Алаш. И многое еще что. Понятно, что в небольшой спектакль театра кукол не войдут все героические дела Гэсэра. Но все равно получится что-то интересное.

Постоянно делать что-то интересное – это уже стало традицией театра кукол.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • «Здесь чудеса…
  • Выстрел в тайге
  • Там, где рождается волшебство
  • Социальные комментарии Cackle