,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Оценить мастерство – самая трудная работа, когда мастера – все!


Оценить мастерство – самая трудная работа, когда мастера – все!

 (голосов: 0)

Оценить мастерство – самая трудная работа, когда мастера – все!В жюри конкурса музыкантов – музыканты, судьи спортивных соревнований – спортсмены. Очень трудно было определить жюри для конкурса камнерезов. Сами камнерезы не хотели становиться судьями, они хотели выставить свои работы. Впрочем, это не единственная трудность организаторов Республиканского конкурса-выставки камнерезного искусства, в рамках празднования 100-летия Хертека Тойбухаа.

Смотр-конкурс

За несколько дней до начала конкурса зарегистрировались всего пять участников. К утру назначенного дня их стало 55, на момент проведения – больше 60. Едва хватало столов, чтобы расположить на них все фигурки. Небольшие скульптуры из камня, дерева, рога… Вы скажете, что конкурс-то был только для камнерезов! И будете правы. Но как не показать свои замечательные работы! Вряд ли в ближайшее время будет конкурс резьбы по кости. Впрочем, жюри оценивало только агальматолит.

Вторая трудность: мало кто из скульпторов находился около своих работ – свои-то работы все знают, надо посмотреть, что сделали другие. На спине у маленького яка уютно пристроились две птички. Вроде – совята. А может, и нет. «Это что - совята?» Но ответить сосед не сможет, он просто присматривает, а автор скульптурки яков в это время ходит, смотрит другие работы.

Третья трудность – не всегда легко даже жюри было пробраться к столам со скульптурами – слишком много желающих посмотреть.

Но все эти трудности – совсем пустяки по сравнению с выбором победителей. Вот это было действительно трудно сделать – все работы хороши.

Оценить мастерство – самая трудная работа, когда мастера – все!Нашествие скифов

Очень много было новых тем и новых изобразительных средств. Конечно, большинство скульптур были вполне традиционны, но все-таки уже появляются портреты, панно, а главное – скифские мотивы.

Причем, как-то заметно, что это была не конъюнктура, не желание выделиться, а просто скульпторы увидели новые возможности, древние традиции, интересные темы.

Олени, пантеры, кони, козероги… Они узнаваемы, мы их видели много раз в зале скифского золота в музее. Однако вот, например, олень, подобный тому, что на шпильке царицы, объёмный. И его изображают объемным. А многие золотые фигурки плоские (их крепили к одежде), и изображения из камня тоже плоские. Хотя можно было бы представить, какими они могут быть объемными. Но, вероятно, сейчас идет только фаза повторить, закрепить то, что делали скифы, развитие скифского стиля, возможно, начнется позже.

Члены жюри: доктор культурологии Айлана Кужугет, председатель Союза художников РТ Шой Чурук, дизайнер и архитектор Юрий Минаев, скульптор, член Союза художников РТ Александр Баранмаа, Аяна Дойбухаа, внучка именитого мастера-камнереза Хертека Тойбухаа. Не указанный в списке Михаил Сентябрович Монгуш, зам. министра культуры, тоже принимал участие в организации работы жюри.

Так вот, члены жюри сначала (перед конкурсом) приняли строгие и четкие правила – не уделять особого внимания скифским оленям, которых было немало, если они каким-то образом не включены в композицию, предпочтение отдавать традиционным скульптурам, и т.д. Когда настало время подводить итоги, все эти четкие правила как-то стали расплываться, потому что хотелось отметить почти все работы. А вот количество призов – ограничено. Надо выбирать… А как? В каждой работе есть свои достоинства. И если уж сильно «прикапываться», то можно найти недостатки. Очаровательные фигурки Елизаветы Байынды, например, не вполне соответствуют традиционной стилистике, но заслуженную награду получили. «Кызыл кош»? Сильная вещь. Но она в прошлом году получила приз! Так, значит в этом году можно обратить внимание на другие работы...

Оценивались простота, красота, изящество. Как-то и забыли, что «скифам» решили меньше уделять внимания.

А шахматы? Это же не одна фигурка, а много. Их тоже надо оценить…

Оценить мастерство – самая трудная работа, когда мастера – все!Номинация для не-скульптора. И для скульпторов

Это может показаться странным, но в одной из номинаций наградили человека, который сам резьбой не занимается. Но тоже принес несколько работ.

Валерий Николаевич Куулар получил памятную медаль и всеобщую признательность «За хранение и популяризацию тувинского камнерезного искусства» - он коллекционер.

То, что он покупает скульптуры, – это поддержка мастеров. То, что он их хранит и выставляет, – это сохранение памяти. Он не присваивает заслуги автора – каждая фигурка подписана, кем и когда была изготовлена. Валерий Куулар – врач, в 1996 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Республики Тыва».

Номинация «За верность искусству»: диплом 1 степени – Хунан Киров, 2 степени – Байынды Елизавета, 3 степени – Саая Кулер-оол.

Номинации «За мастерство»: диплом 1 степени – Дойнакай Егор, 2 степени –Ооржак Юрий, 3 степени – Монгулбии Карим.

Номинация «Молодые мастера»: диплом 1 степени – Хертек Алдын-Буян, 2 степени – Саая Мерген, 3 степени – Салчак Экер-оол.

От спонсоров - специальные номинации:

1. Специальный приз от Союза художников РТ - Донгаку Хеймер-оолу,

2. «За традиционное декоративное оформление» - Делгеру Артыш-оолу,

Среди юных камнерезов отметили работы студента Кызыльского колледжа искусств Донгака Серена, который получил специальный приз – мини-копию обелиска «Центр Азии» из рук Юрия Тойбухаа, представителя династии камнерезов.

Специальные призы от родственников Тойбухаа:

Алексей Кагай-оол, педагог ДПИ РЦДОД Бай-Тайгинского кожууна.

Анатолий Даш, учитель ИЗО и технологи, руководитель кружка «Агальматолитовая комната» Чаа-Хольского кожууна.

Намсу Эрелчин, воспитанница ЦДО г. Кызыла.

Артур Шожунчап, педагог ГБПОУ Бай-Тайгинского кожууна.

На красных скатертях выставочных столов лаяли каменные собаки, задумчиво мычали яки, дети катались на верблюдах и играли с собаками. Кажется, это все-таки был не конкурс, а скорее слет, где мастера из всех кожуунов Тувы смогли оценить мастерство друг друга, посмотреть на новые направления, обменяться опытом. Слет не в зале для заседаний, а живой – когда видно работу каждого.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • «Моё яркое лето». Итоги конкурса
  • Выстрел в тайге
  • Чонар–даш, который никто не видел
  • Социальные комментарии Cackle