,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » К Международному Дню театра Театр на перекрестке судеб


К Международному Дню театра Театр на перекрестке судеб

 (голосов: 0)

К Международному Дню театра   Театр на перекрестке судебИстория, которую вы сейчас прочитаете, могла произойти только в театре. Она проста и незатейлива, но вся пронизана любовью. И началась вовсе не в Кызыле…

Это было давно

Это было давно. В поселке Тея Северо-енисейского района Красноярского края жила семья ссыльного Александра Павловича Проценко. Когда он умер от туберкулеза, его супруга Ксения Кондратьевна Булавченко осталась одна с четырьмя детьми на руках. Конечно же, было трудно… Но жили… и не ведали, что Тува станет вторым родным домом. Дети взрослели…

По воле случая Ксения Кондратьевна с семьей приехала в Туву и устроилась работать в театр уборщицей. В 50-е годы театр носил имя Сталина и располагался там, где сейчас находится филармония. Затем перешла работать гардеробщицей. А самая младшенькая – Нелля, хоть и была уже замужем, решила тоже поехать вслед за матерью и братьями в Кызыл. Сразу устроиться на работу ей не удавалось, и она часто посещала свою маму в театре, помогала. И как-то раз Ксения Кондратьевна дочери сказала, что в театр требуется кочегар. Спросила - пойдешь? А Нелле шел 20-й год, она не боялась никакой работы, поэтому согласилась.

Кочегарка находилась во дворе театра. Большие котлы. Всё гудело, шумело… Поневоле опасалась – как бы чего не случилось! Сердце трепетало, а руки делали… Правда, брат временами помогал. Пользуясь, случаем, в такие минуты она забегала в театр. Забегала не только к маме, она с любопытством наблюдала за всеми: актерами, режиссерами, художниками… А вечерами училась в вечерней школе.

Театр – главный учитель

Любопытство молодой девушки понравилось главному бухгалтеру театра Александре Викторовне Шульбеевой, и стала она Неллю обучать… Сначала девушка бегала по организациям, разносила документы. Из котельной её перевели контролером. Теперь уже она чаще появлялась в бухгалтерии, и, соответственно, прибавились учителя.

Секретарем-машинисткой в то время была Ольга Васильевна Шашкова – добрейший человек, но внешне – суровая. Строгим голосом она постоянно поправляла молодую сотрудницу, а если что-то не получалось, она говорила Нелле: «Думай! Делай сама!» Можно сказать, заставила ее поступить на курсы обучения секретарей-машинисток. Ольга Васильевна готовила её на свое место, а сама вскоре стала бухгалтером материальной группы.

У Нелли Александровны Фокиной было много учителей и не только в бухгалтерии. По ее словам, именно ТЕАТР - стал главным учителем в её жизни. Прежде всего, театр научил ее понимать людей, помог вникнуть в специфику актерской профессии. Ведь актеры – это особая каста. Они сотни раз проживают на сцене судьбы других людей. Тувинские актеры покорили своим талантом сердце Нелли Александровны. Она была влюблена в них.

Но театр – это не только актеры, это огромное количество и других людей, которые обслуживали театрально-концертную деятельность. До открытия филармонии при театре существовало концертно-эстрадное бюро. Наймом кадров занимались сами директора, а отдельной единицы кадровика еще не было, его обязанности выполняли секретари-машинистки, в том числе и Нелля Александровна. В 1964 году театру выделили отдельную единицу заведующего отделом кадров. Так что, можно сказать, Нелля Александровна Фокина стала первой заведующей отделом кадров.

К Международному Дню театра   Театр на перекрестке судебНе всякие частушки можно петь

Нелля Александровна сегодня на заслуженном отдыхе, но с большой благодарностью вспоминает тех, кто окружал ее. Это и актеры, обслуживающий персонал, технические работники, бухгалтера и директора… Для нее театр – это дорогое сердцу место, где пересекались самые главные события и люди в ее жизни.

С особой теплотой она вспоминала спокойного и интеллигентного, доброжелательного и требовательного директора театра Родиона Окуй-ооловича Далай-оола. Они много лет проработали вместе. Нелля Александровна печатала хорошо на двух языках, и это позволило ей поверхностно понимать смысл некоторых слов, затем и понимать тувинскую речь. И вот она решила более серьезно заняться изучением тувинского языка. В то время отсутствовали какие-либо курсы, и она попросила заняться с ней одного актера. Любопытная по натуре, она с большим рвением взялась за новое дело. Всё бы хорошо, да вот актер как-то решил подшутить над ней. Говорит: надо закрепить язык, песни, стихи, частушки - самое хорошее подспорье в этом деле. Как добросовестная ученица, она выучила материал. Однажды шла по коридору и запела выученные песни. А за ней шел директор Родион Окуй-оолович и услышал это пение. Догнав её, пригласил в кабинет. И сказал, что все эти песни нехорошие в смысле содержания. «Никогда не пой эти песни», – сказал он и предложил продолжить занятия по тувинскому языку с ним. Раскрасневшись от стыда, она согласилась. Впрочем, директору не всегда удавалось найти время, и, понимая ситуацию, она просто отказалась от этой затеи.

От театра не уйти

В 1969 году появилась филармония. Назначили директором нового творческого коллектива Родиона Окуй-ооловича, и, долго не думая, он пригласил работать в отдел кадров Неллю Александровну. Она поблагодарила, но отказалась. А вот помочь на первых порах согласилась с большим удовольствием. Почти месяц бегала она между театром и филармонией. Начав с нуля и доведя до ума все документы по кадрам, Нелля Александровна передала дела.

Однажды, как прекрасного специалиста по кадрам, её уговорили работать в ТНИИЯЛИ. Но её хватило только на два дня, хотя предоставлены были все условия. Неллю Александровну пугала тишина… До боли ей не хватало театра с его специфическими запахами и шумами, а главное, ей не хватало этой, слегка сумасшедшей, замечательной театральной семьи. Но, тем не менее, за эти два дня она сумела привести в порядок все документы по работе с кадрами. Это основная черта Нелли Александровны – всё должно быть в порядке! С тех пор она уже никуда не уходила и даже не пыталась, несмотря на заманчивые предложения.

Народ театра

А время бежит... Менялись и росли требования к начальнику отдела кадров. Нелля Александровна понимала, что только человек, постигший театр, сможет работать полноценно в творческом коллективе. Приметила молодую девчушку Аиду, которая работала в приемной. Была она исполнительной и добросовестной, эти качества очень нравились Нелле Александровне. Аида быстро всё схватывала, и вот в 2007 году Нелля Александровна ушла на пенсию. Аида заменила её, став начальником отдела кадров театра. Сегодня смело можно сказать – достойная ученица достойного учителя!

Сейчас Нелля Александровна лишь в мыслях возвращается в свой театр, лишь в воспоминаниях проплывают родные и близкие лица актеров тувинской и русской трупп, директоров, инженеров, художников, гримеров, осветителей, швей, монтировщиков, костюмеров, гардеробщиц, контролеров, вахтеров… В свою очередь, и они все помнят спокойную и доброжелательную Неллю Александровну, которая искренне старалась поддержать и помочь, подсказать, объяснить, поправить и оказать содействие в решении каких-то проблем…

С большой благодарностью и любовью вспоминают Неллю Александровну «доморощенные» кадры театра - Надежда Торлуковна Оюн и Валентина Баировна Саая. Она оказывала им поддержку в трудные минуты, помогала в семейной жизни. Нелле Александровне была присуще черта – на уровне интуиции чувствовать душу каждого сотрудника. Не навязывалась на откровения, но все сами шли к ней со своими проблемами и жизненными неурядицами. Были и моменты, когда ей самой приходилось вмешиваться и утрясать внутреннее состояние человека.

Надежда Торлуковна пришла на работу в 35-летнем возрасте, когда после смерти мужа осталась с детьми на руках… Нелля Александровна приняла посильное участие в её жизни, трудоустроила многодетную мать в гардероб. А сейчас она работает заведующей складом театра.

Валентина Баировна пришла в театр совсем молодой девчушкой. Впервые соприкоснулась с волшебным миром театра благодаря старшему брату Чадамба Баировичу и его супруге Дарый Чульдумовне Монгуш - они работали актерами. Здесь же, в театре, Валентина создала свою семью, её муж Борис работал монтировщиком сцены. Народили «театральных детей». Всякое случалось в жизни, но Валя всегда чувствовала ненавязчивое внимание, поддержку Нелли Александровны.

К Международному Дню театра   Театр на перекрестке судебМного лет работала Валентина в реквизиторском цехе, заведующей которым была Лидия Петровна Попова. Сама Лидия Петровна более 45 лет трудилась в театре, здесь же в электроцехе работал её муж, Константин Попов. В театре родилась дочь, которая впоследствии стала Заслуженной актрисой РТ. Это Ольга Константиновна Кузина.

И таких много в театре… Они десятилетиями своим бескорыстным трудом выражали свою любовь театру. Они служили и служат Его Величеству Театру трепетно, верно, надежно и преданно, как Нелля Александровна Фокина.

Более 45 лет отдала она театру. Трудно представить сегодня, сколько человеческих судеб прошло через ее руки. Она всегда говорила – в театре мало просто числиться в штате, и работать. Она убеждена – надолго остаются и бескорыстно служат ТЕАТРУ, неважно в какой должности, люди с большой ЛЮБОВЬЮ в сердце и в душе. Если этого нет – долго не задерживаются. Нелля Александровна на своем месте старалась понять каждого, помочь. Как когда-то протянули руку помощи ей и дали возможность найти своё место в жизни.

Светлана Мунзук, Заслуженный работник культуры РТ

 

P.S. 23 марта у Нелли Александровны Фокиной был юбилей. В связи с этим знаменательным событием мы желаем ей доброго здравия и говорим спасибо за ее труд!


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Астрологический прогноз 2015
  • К сердцу Азии на Шевроле–Нива
  • Социальные комментарии Cackle