,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Филармония – территория любви


Филармония – территория любви

 (голосов: 0)
Философия - переводится как любовь к мудрости, а филармония - любовь к гармонии. Директор Тувинской государственной филармонии Игорь Дулуш рассказал о философии филармонии. Но в таинство искусства постоянно вмешивается самая простая арифметика: время, необходимое на подготовку артиста, доходы актеров и многое другое.
Итак: математика и гармония по Игорю Дулушу.
С чего все начиналось
Филармония появилась в Туве после театра. Театр позже духового оркестра. А вот именно с духового оркестра все и началось. Первое светское искусство пришло с конным духовым оркестром. Дивизию белых разбили красные. Красной тканью оформили шапки оркестрантов, и духовой оркестр белой армии стал духовым оркестром красной армии. А население Тувы услышало светскую духовую музыку. До этого только в хурээ на тожественных богослужениях можно было услышать буддийскую церемониальную музыку.
Очень быстро руководители молодого государства поняли, каким идеологическим оружием может быть искусство, и как его можно использовать для пропаганды. Затем появляется театр, на сцене которого звучали и песни. До 53 года приезжали «варяги», в музыкальной школе дети играли «Петю и волка», несмотря на «несерьезное» название - это достаточно сложная музыка.
Театр создать было проще. Артист учится 5 лет и может уже участвовать в постановках. Для того чтобы вырастить музыканта, нужно не менее 15 лет. Эта простая арифметика и обусловила время появления филармонии.
На базе училища искусств появляется ансамбль «Чечек», на базе «Чечек» - «Саяны» и филармония. Музыканты уже были. Они немного играли на телевидении, играли на квартирах, давали редкие концерты, а затем стали костяком симфонического оркестра.
Первый приказ по Тувинской государственной филармонии датирован 1 апреля 1969 года. Но это не первоапрельская шутка: «В соответствии с приказом Министерства культуры Тув. АССР от 1 апреля 1969 г. №15, приступаю к исполнению своих обязанностей (обязанность директора филармонии). Директор Тувинской государственной филармонии Р. Далай-оол».
Размещалась филармония в то время в маленьком здании напротив здания МВД, которое больше сейчас известно, как здание роспечати.
Не все структуры в филармонии в то время уже были. Минимальная административная группа, «Саяны», оркестр, цирковая группа - все только начиналось.
«Кастовая» система
В филармонии сейчас работает 240 человек. 170 - творческий состав. «Саяны» - 70 человек, это вокалисты, оркестр и балет.
Даже только в «Саянах» - очень разные люди. Разница между ними - почти кастовая. Это как совершенно разные классы людей.
«Каста»- балет. Артисты балета действительно совершенно особенные люди. Иначе не скажешь - у них практически не было детства. Маленькими детьми их забирают из семьи, они живут в интернатах, ежедневный тренаж по 8-10 часов, и так учатся 10 лет. Домой приезжают только на каникулы.
Артисты балета говорят не слишком красочно, вообще говорят мало, но они очень эмоциональны, активно жестикулируют, с детства их тренируют передавать эмоции именно через движения.
Другая группа, «каста» - музыканты. Музыканты учатся в среднем 18 лет. Путь становления музыканта достаточно тяжелый, не каждому подвластны национальные инструменты. Эти инструменты архаичны, «изначальны» по сути. Каждый сделан мастером, «эксклюзивные» варианты, на поток не поставишь. У одного - хороший звук, у другого - хороший строй, один сделан более изящно, другой более грубо, но все инструменты разные, и здесь все зависит от одаренности музыканта, от слуха, от того, как он сможет играть на таких разных инструментах.
Эти музыканты - совершенно иная категория людей, они молчаливы, они остро все воспринимают, но не всегда говорят об этом.
Еще одна «каста» - вокалисты. Им не надо изучать и знать сложные материи. Это - чистый талант. Они начинают петь и сотни сердец им покоряются
Симфонический оркестр - недосягаемая высота. Самый сложный вид искусства. Его не увидишь, не пощупаешь, его понять можно только душой. Ситуация сейчас в оркестре нелегкая. Музыкантов мало, осталось только два скрипача. Сейчас, правда, пришла помощь от братской Монголии - две девушки: скрипачка и виолончелистка. Они очень выручили.
Путь скрипача очень долог. Из 1000 тех, кто учится играть на скрипке, только двое, может, останутся и будут играть в симфоническом оркестре. Вообще симфонические оркестры создавались только в миллионных городах, потому что только в миллионных городах есть достаточное количество музыкальных школ, где происходит отбор детей, имеющих слух, имеющих хороший аппарат пальцев рук, позволяющих из них лепить скрипача. Школа, училище, консерватория. Только после этого скрипач и считается скрипачом. Более 100 произведений музыкант должен играть с листа. Это минимум. На самом деле, намного больше: весь Гайдн, Бетховен, весь Моцарт. Основная классика - это и Чайковский, Бородин, Мусоргский, Вивальди и многое другое.
Как правило, музыканты симфонического оркестра - это очень аскетичные, интеллигентные люди.
Другая категория артистов - хореографический ансамбль мюзик-холл «Ураанхай». Этот легкий жанр на самом деле - очень тяжелый. Девушки танцуют почти обнаженные, важна красота тела, музыка легкая, но адски тяжело танцевать, например, канкан - требуется очень мощное владение техникой, умение создавать дух кабаре. Пять лет назад мюзик-холл был очень востребован, сейчас происходит диверсификация, переосмысливание, может быть, будет создан театр танцев, или произойдет слияние с «Саянами».
И совсем не похожи на них артисты ансамбля «Тыва». Ансамбль «Тыва» - это чисто этническая музыка, сценический фольклор. Горловики выросли полностью погруженные в этнос, многие из районов, обладатели воздушного столба, который не претерпел влияния цивилизации. Воздушный естественный столб, голосовой, он практически исчез в Европе, в России, да и в Монголии. Мастера на симпозиумах хоомея признают, что древнее звучание хоомея осталось только в Туве. Работать с горловиками сложно, не все из них учились, имеют дипломы. Несмотря на то, что горловики считаются гордостью Тувы, до сих пор не принят ряд законов, который мог бы как-то конкретизировать их положение, дать возможность более раннего выхода на пенсию, и т.д.
Арифметика в гармонии
Таланты филармонии собраны со всей республики. Здесь представители всех районов. Надо понимать, что это происходит в патриархальной Туве, где у разных родов и сейчас существуют разные обычаи. Поэтому очень ценна толерантность.
Но у всех свои интересы, а они обостряются тем, что зарплата артистов очень мала.
Среднемесячная зарплата - 5-6 тысяч. Конечно, это очень мало. Гонораров как таковых практически нет. Гонорары - это для больших городов.
Подсчитано, что в Москве ходит на концерты практически полпроцента населения. Да это и везде так. Наш город - немногим более 100 тысяч. Полпроцента от 100 тысяч - 500 человек. Не всегда зрительный зал филармонии бывает заполнен, потому что эти пол­процента ценителей музыки имеют семьи, работу, у них тоже бывает проблема с деньгами. С удовлетворением можно отметить, что за время политических кризисов филармония не потеряла русскоязычного зрителя, программы рассчитаны на всех.
Музыканты достаточно мобильны. Можно сказать, что на выборах очень часто привлекают артистов. За 10 дней выборов ансамбль «Тыва» дал 49 концертов, «Саяны» - 69, то есть практически выступили в 69 населенных пунктах. Конечно, для этого ансамблю пришлось разделиться. Филармония - огромное идеологическое орудие, но платят этому «орудию» не всегда. Когда мы говорим, нас слушают, но не слышат.
Маленькие зарплаты - не вся проблема, у артистов нет квартир. Многие живут в общежитии, в маленьких комнатах, а в семьях по 2-3 ребенка. Дети растут при филармонии, детских садов нет, их и не строят. Часто дети не дожидаются своей очереди в садах - пора в школу.
Артист, который постигает искусство с детства, только к 30 годам начинает задумываться о своем пути. Он видит, что он играет хорошо, но и другие не хуже, начинает понимать, как важен свой путь, начинает понимать, для чего живет. К 40 годам находит свой путь, получает признание. Он всю жизнь потратил на то, чтобы познать этот путь, каждый год ему открываются новые тайны ремесла. Он получает 5-6 тысяч, но не пойдет искать другое место, он уже не может уйти из искусства, и нельзя этим пользоваться. Нельзя держать его на «остаточном принципе».
И если мы хотим, чтобы профессиональное искусство у нас продолжало развиваться, то нужна серьезная государственная поддержка.
Записала И. Качан

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Оркестр остановился над пропастью
  • Социальные комментарии Cackle