,
Партнеры

Фапик
  
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Маленькое большое событие


Маленькое большое событие

 (голосов: 0)

Маленькое большое событие Юбилей празднует организация, в которой чуть более шестидесяти членов. Ей пятьдесят лет. Будет ли это событием, на которое следует обратить особое внимание? Кто скажет: «Нет!» - не угадал, потому что свой юбилей на прошлой неделе отмечал Союз художников Тувы. А это уже – действительно большое событие.

Пока жили без Союза

Художников, в том смысле слова, как мы сейчас понимаем, с мольбертами и холстами, в Туве долгое время не было. Не было холстов и мольбертов. Хотя древние расписные аптара (сундуки) – это предметы настоящего искусства. Как и резьба по дереву. Чуть позже появились удивительные фигурки из агальматолита. Но Союза-то еще не было!

Вот появилась письменность, а с ней и книги. И книжные иллюстрации. Ну, теперь уж точно художники есть! Но Союза пока нет.

В сороковых годах прошлого века приехали такие впоследствии известные художники, как В.С. Раевский, Л. Афанасьев, С.И. Феоктистов, В.Ф. Демин и другие.

Практически, это и есть первые учителя будущих профессиональных тувинских художников. Народное искусство – это ведь как: сегодня режу агальматолит или расписываю аптара, а завтра – перегоняю отару на новую стоянку. Много времени для искусства не выкроишь.

Самый большой вклад в становление тувинского профессионального изобразительного искусства внес именно В.Ф. Демин. Он приехал в 1941 году и остался здесь на долгие годы. О нем больше всего и говорили на торжественном мероприятии.

Демин успевал все: рисовал политические плакаты, участвовал в оформлении спектаклей, создал изостудию. Ну и, конечно, обучал талантливую молодежь живописи, рисунку, композиции.

Позже приехали художники Г. Суздальцев, Л. Протасов, И. Кузнецов, Т. Левертовская и многие другие. Но это было все-таки не собственно тувинское искусство.

А потом появился ЛанзыМаленькое большое событие

В 1959 году окончил Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина Сергей Ланзы. Вот это уже появился первый профессиональный художник Тувы.

Он тоже организовал художественную студию, тоже много работал в театре.

Все известные художники (живописцы) так или иначе сотрудничали с театром. Не случайно на праздничное мероприятие пришло так много актеров из национального музыкально-драматического театра.

Сергей Ланзы прославил Туву своими историческими картинами, панорамными пейзажами, национальными натюрмортами на всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках.

Он много работал в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации, театральной декорации, организовывал творческие поездки по республике, помогал тувинским камнерезам в разрешении социальных и жилищных проблем.

Почему это он, художник, кому-то помогал?

А потому что уже появился Союз художников.

Первый съезд художников Тувы был в 1964 году. Демин и Ланзы предложили создать Союз художников Тувы. Не случайно, конечно, предложили. Просто к этому времени в Туве уже было десять членов Союза советских художников. Из них семеро - народные мастера резьбы.

В общем, в 1965 году появился Союз художников Тувы.

Скульпторы – основа всего

Ланзы – великий человек. Но основу творческой организации Союза художников заложили все-таки резчики по камню и дереву.

Сначала их оценили в Российском и международном масштабе, а потом и на родине. Началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые камнерезы переехали в Кызыл. Началось обучение молодежи азам художественного творчества. Художник-камнерез М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Дуругском детском доме. Такую же школу в Бай-Тайге, в поселке Тээли, создал Х.К. Тойбухаа.

Дом художника

Дом художника – это отдельная тема. И здесь не обошлось без Сергея Ланзы. Он был председателем Союза художников Тувы с 1965 года - двенадцать лет – до конца своей жизни. До 1977 года. Это он с трудом «выбивает» в Москве проект Дома художника и финансирование на его строительство за счет Художественного фонда СХ РСФСР, ставит вопрос о необходимости открытия в Кызыле художественного музея или картинной галереи.

Ну вот, Дом художников  построили. И что в нем сейчас? Да что угодно: аптеки и адвокаты, садовое общество и кафе, магазины… есть даже выставочный зал для художников и несколько кабинетов для них.

Зато мы сейчас говорим о том, что камнерезы могли бы работать в Центре тувинской народной культуры, что нужен дом художника на берегу Енисея, у Центра Азии…

То есть построили Дом художника, благополучно его ... потеряли и думаем, где бы их разместить.

Маленькое большое событиеБедно живем (не юбилейное)

Мы действительно очень бедно живем. Да, земля Тувы богата. В том числе богата талантливыми людьми. Но вот достойного помещения для Союза художников нет. На юбилей практически не приехали даже соседи – они просто прислали поздравления, которые в их отсутствие и зачитали. Соседские художники тоже бедно живут – нет средств поехать к коллегам на юбилей.

Недавно скульпторы из разных регионов собирались, провели конкурс, город украшен их скульптурами. Это – одно из самых значительных мероприятий. Порой проводятся выставки в единственном выставочном зале Дома художника. Иногда эти выставки проходят в Национальном музее – там удобнее.

Книжная графика? Да ладно. Все знают, как у нас обстоит дело с книгоиздательством. Да и книги тоже, вероятно, сейчас не нужны. На весь Кызыл – четыре места, где их можно купить. Да и в этих местах книг все меньше. Все, что угодно, только не книги! Попробуйте прямо сейчас купить лермонтовского «Демона», например. Не получится.

Бедно живем. С другой стороны – рынок: что не покупают, то и не продают.

Зато количество магазинов, где торгуют спиртным, не уменьшается. Рынок.

Бедно живем.

Зачем нужны художники

Нет, мы сейчас не будем говорить об эстетическом наслаждении. Кажется, это – не товар. Не будем говорить о том, что посещение выставок и вернисажей воспитывает вкус, прививает подрастающему поколению чувство прекрасного. Кажется, многие считают, что это не обязательно.

Вернемся в «допотопные» времена, в те времена, когда в Туве еще не было Союза художников и профессионального искусства.

И увидим, что и в те времена все отлично понимали, что искусство необходимо. Даже и до нашей эры люди старались, как могли, украшать свои жилища, свою одежду. Скифское искусство тому пример.Маленькое большое событие

А сейчас? Ладно, без вернисажей. Но ведь надо как-то украшать город, украшать дома и офисы. Вставить фото в рамку – проще всего, но более важным людям дарят все-таки картины.

Надо придумать герб для города, эмблемы для хоомейжи или для борцов? Обращаются к художникам. Сделать буддийское святилище? Опять к художникам.

И еще никто не забыл про первых членов Союза художников СССР? Это ведь были камнерезы – наша совершенно законная гордость.

Тува без фигурок из агальматолита сразу теряет значительную часть своей самобытности и уникальности. Да, им нужно построить новый Дом художника. А старый чем плох? Чем не угодили другие художники, что о них сейчас и вспоминают-то мало?

В советские времена знали, для чего они нужны – для пропаганды. Вот нужно как-то нести в массы решения очередного съезда. Кто этим займется? Конечно, все люди искусства разными средствами: кинематограф, графика, живопись и прочее.

Абрахам Маслоу – американский психолог. Его «пирамида потребностей», введенная, вероятно, для упрощенного изложения идеи иерархии потребностей, указывает, что после того, как человек удовлетворит все свои насущные, физические потребности, он обращает свое внимание в сферу эстетического и духовного.

Кажется, мы еще не удовлетворили свои физические потребности. Не наелись. Бедно живем.

И. Вечорко


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • А ведь еще не поздно…
  • Выстрел в тайге
  • Год, как год – 2017
  • Социальные комментарии Cackle