,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Хоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается


Хоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается

 (голосов: 0)

Хоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается То, что происходило на сцене, описать невозможно. И разного рода определения: «волшебно», «восхитительно» и прочее не передадут, конечно, звуки горлового пения. «Неописуемо» тоже не подходит, потому что в газете все-таки – именно пишут. Но что происходило вне сцены на I Международном фестивале-конкурсе Хоомея, вполне можно рассказать.

Освящение Оваа

Это было каждый год, но до сих пор – просто по инициативе хоомейжи. В этот раз – как благословение для участников фестиваля. А что будет в следующий раз? И это уже ясно. В следующий раз будут отмечать День хоомея.

И этот официальный праздник будет тоже начинаться вполне официально – на Оваа. Каждый год там происходит камлание. В этот раз священнодействовал знаменитый шаман-хоомейжи Лазо Монгуш. Раньше, в начале традиции, еще проводили хуреш, в котором участвовали все желающие, в том числе и именитые горловики, и зарубежные гости. Потом традиция куда-то подевалась.

Но! В этом году все еще раз собрались на Оваа, в понедельник, 17 августа, чтобы утвердить праздник: сказано семнадцатого, значит – семнадцатого. Предполагалось, что будут проводить хуреш среди молодых хоомейжи. Но молодость – это состояние души. Принимать участие могут все. Тем более, что победить в хуреше больше шансов у солидных борцов.

Пока говорят, что на обряде освящения будут только «скачки на кажыках» (игра в кости), но со временем вполне вероятны и настоящие скачки. А уж насчет стрельбы из лука можно и не сомневаться – именно Центр развития тувинской культуры, во главе с хоомежи, является инициатором всех соревнований по стрельбе из национального лука.

Так что праздник теперь будет самым что ни на есть традиционным: освящение оваа и «три мужских игрища».

Время действия тоже не надо запоминать – семнадцать часов семнадцатого августа.

Тем, кто еще ни разу не был на Оваа хоомея, надо запомнить еще два момента. Во-первых, нужно принести камень, чтобы оваа росло. Во-вторых, нужна еще лента – чалыма – ее повязать у столба, на котором вырезан символ того вида горлового поения, в котором вы хотите преуспеть.

Вот и все правила. Да, и еще: близко к костру не подходить и не путаться у шамана под ногами. В этот раз, когда все столпились у костра, он и разгораться толком не хотел, но потом, когда круг стал шире, языки пламени взметнулись ввысь. Наверное, духам в тесноте было неуютно.

День хоомеяХоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается

Да, наконец, этот праздник «узаконили». Удивительно, что поздно – все всегда знали, что хоомей – священная жемчужина тувинского искусства. Но, наверное, предполагалось, что хоомею не нужен один день, ему певцы должны отдавать всю жизнь.

Неудивительно, какой день определили.

Начиная с 2010 года 17 августа ежегодно исполнители горлового пения Тувы освящают Оваа хоомея. В 2011 году в этот день на «Хоомей оваазы» на грант Председателя Правительства Республики Тыва были установлены деревянные стелы с символами, олицетворяющими разные стили хоомея. Освящение Оваа стало традицией, где певцы встречаются и обсуждают все свои вопросы и проблемы развития хоомея в Туве. Именно на освящении возникла идея создания общественной организации по хоомею. Хоомейжи республики 17 августа негласно, сами для себя, установили Днем хоомея.

Так что дата, которая появилась вроде бы и случайно, на самом деле оказалась далеко не случайной, и ее зафиксировали уже в череде государственных праздников.

Но надо идти и дальше, просто официального признания праздника маловато будет.

И в этом году, кроме всего прочего, появляются еще и специальные звания для хоомейжи. А то как-то несправедливо получается: у борцов-хурешистов есть свои звания, а у хоомейжи – нет.

И сейчас исполнители горлового пения коллегиально разработали критерии присуждения титульных званий.

Титулы (и их перевод)

Почетные титулы по тувинскому национальному музыкальному искусству хоомей присваиваются Указом главы республики. Представления на звания дают Министерство культуры и Общественная некоммерческая организация «Союз исполнителей горлового пения хоомей Республики Тыва».

За победы на разных конкурсах будут давать и разные титулы.

«Хоомейнин Эдискизи» (Свирель хоомея) присваивается исполнителям горлового пения до 18 лет, 3-хкратному обладателю звания Лауреата I степени в Республиканских конкурсах-фестивалях или однократному обладателю звания Гран-при в Международных конкурсах-фестивалях исполнителей горлового пения.

Титул «Хоомейнин Сыгыргазы» (Иволга хоомея) присваивается исполнителям горлового пения хоомей до 25 лет, однократному обладателю Гран-при в Республиканских конкурсах-фестивалях или 3-кратному обладателю звания Лауреата I степени в Международных конкурсах-фестивалях исполнителей горлового пения.

Титул «Тыва Республиканын Алдарлыг хоомейжизи» (Славный хоомейжи Тувы) присваивается однократному обладателю звания Гран-при на Международных конкурсах в других странах или 3-хкратному обладателю звания Лауреата I степени на республиканских конкурсах исполнителей горлового пения;

Титул «Тыва Республиканын Хундулуг хоомейжизи» (Почетный хоомейжи Тувы) присваивается исполнителям горлового пения старше 60 лет по совокупности заслуг и званий в честь юбилейных мероприятий республиканского и международного масштаба.

Титул «Кожуунун Алдарлыг хоомейжизи» (Славный хоомейжи района) присваивается достигшим результатов на районных конкурсах исполнителей горлового пения, три раза ставшим лауреатами I степени.

Титул «Тыва Республиканын Улустун хоомейжизи» (Народный хоомейжи Тувы) присваивается исполнителям горлового пения по ходатайству Общественной некоммерческой организации «Союз исполнителей горлового пения Республики Тыва», Министерства культуры Республики Тыва или по решению Правительства Республики Тыва.

Хоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается Хоомей, который объединяет

Прослушивание всех заявленных участников идет своим чередом. Но вот наступило время пресс-конференции. Которая как-то незаметно переросла просто в конференцию. Или в «Круглый стол». Все участники были готовы отвечать на милые вопросы о роли и значении хоомея. Но не готовы были рассуждать на тему – где находится родина горлового пения!

И когда возник такой вопрос, страсти разгорелись не на шутку. У каждого было свое мнение. Далеко не всегда (а точнее, почти никогда) не совпадающее с взглядом соседа. «Пресс-конференция» длилась больше двух часов. И ведь здесь не было заготовленных докладов!

Уже в кулуарах вдруг проскочило мнение, что хоомей должны исполнять только представители тех народов, которые изначально владели этим искусством… Ну это, скорее всего, реальный «перехлест». А арии из итальянских опер могут петь только итальянцы? А джаз играть только афроамериканцы?

Как это ни странно, но успокаивающие моменты в дискуссию о родине хоомея внесли иностранные гости. Они сказали, что когда человек идет в сауну, он не думает, действительно ли ее родина Финляндия.

Не совсем, конечно, корректный пример. Мы, когда зажигаем свет, не думаем об изобретателях Яблочкове, Лодыгине и Эдисоне. Но если возникнет дискуссия – можем и поспорить.

Впрочем, благоразумие взяло верх, и все пришли к единодушному выводу – хоомей не должен разъединять людей, наоборот, хоомей должен объединять всех, кому дорого это искусство.

Наград было много Хоомей, который объединяет. И восхищает. И развивается

Много наград, потому что много и участников - 195. И организаторы хотели отметить и поддержать как можно больше человек в их стремлении исполнять горловое пение.

В традиционных стилях: солисты из Тувы – 87, солисты из регионов России – 9, солисты из зарубежных стран – 20.

Традиционных ансамблей – 22. Из Тувы – 15, один – из Горного Алтая, 1 из Хакасии. Четыре из Китая и Монголии, и еще один – смешанный – тувинско-японский.

Но достаточно много людей исполняет не традиционный хоомей, а так называемую «интерпретацию» - немного джаза, немного рока, немного вообще разных экспериментов. Таких много и в Туве, и за рубежом.

Солистов из Тувы – 8, солисты из регионов России – 4 (Алтай, Башкортостан, Горная Шория, Саха (Якутия), Солисты из зарубежных стран – 12 (Китай, Монголия, Испания, Италия, Турция, Япония, Финляндия, США).

Не меньше было ансамблей: из Тувы – 8, по одному из Горного Алтая и Якутии, четыре из США и Китая. И три смешанных: Тува + США, Китай-Тайвань, Финляндия + Якутия + Китай.

Гран-при, конечно, у нас. Честь и слава Ай-Хаану Ооржаку! Ну и гостям тоже дали возможность насладиться победой. Правда, небольшой: лауреат I степени Топчин Алаш (Алтай), лауреат II степени Куулар Мерген (Овюр), лауреат III степени Кошкендей Айгор (Кызыл), дипломант I степени Монгуш Монгун-оол (Дзун-Хемчик), дипломант II степени Темирхуике Амуердала (Китай), дипломант III степени Дамдинсурэн Басан (Монголия).

Зато в основном для гостей были такие номинации, как «Древний зов Тайги», «За оригинальный экспромт», «Блюзовая душа».

Позади все прослушивания, гала-концерт… И вроде бы долго все длилось… Но мало! Хотя мы в Туве не должны особенно огорчаться. Гости, да, им сложнее. А у нас есть возможность наслаждаться горловым пением часто.

Фестиваль хоомея закончился. Да здравствует хоомей!

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Выстрел в тайге
  • Степные скачки
  • О чем обычно не пишут, когда пишут о фестивале Устуу–Хурээ
  • Социальные комментарии Cackle