,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Сто лет музыки и веры


Сто лет музыки и веры

 (голосов: 0)

Сто лет музыки и верыВ сумме им – сто лет. Они - люди необыкновенной судьбы, интересной творческой жизни, всегда и везде вместе, неразлучны, гармоничны как ИНЬ и ЯНЬ, но каждый представляет из себя отдельную личность. Она - Софья Кара-оол-Дулуш – народная артистка РТ, обладательница редкого лирико-драматического сопрано, солистка двух профессиональных оркестров: симфонического и правительственного духового, единственная певица в Туве, которая поет и классику и джаз, прекрасный педагог по вокалу. Он - Игорь Дулуш – талантливый музыкант-мультиинструменталист (гобой, гитара, бас-гитара, барабаны), аранжировщик, Заслуженный деятель искусств РТ, директор Тувинской государственной филармонии, официальных регалий, наград и заслуг - просто не сосчитать. Харизматичен, обладает незаурядными ораторскими, организаторскими и дипломатическими способностями, «зрит в корень», часто берет ответственность на себя и всегда идет на опережение в хорошем смысле слова.

Смена векторов

50 лет – не много и не мало, возраст зрелости, мудрости, время подведения первых итогов, а их немало. Самый главный итог: благодаря музыкальному фестивалю «Устуу-Хурээ» - детищу Игоря Дулуша, построен новый храм «Устуу-Хурээ». Надо отдать должное автору проекта фестиваля - 15 лет делать фестиваль, каждый год, без устали, претерпевая иногда поражения, поднимаясь, и с каждым разом вносить новшества и направлять ориентиры для общества, при этом совершенствоваться. Игорь Дулуш умело привлекает к своей деятельности молодых, креативных единомышленников и дает им реализоваться. Благодаря проведению фестиваля «Устуу-Хурээ» за последние 15 лет в культуре, музыке, обществе нашей республики изменилось многое, по сути, фестиваль стал вехой «смены векторов» во взгляде тувинцев на место тувинской культуры в культуре общемировой.

Красное бархатное платье

Так случилось, что с юбилярами меня жизнь столкнула очень давно, и по жизни мы оказались в основном в одном русле. Становились как музыканты в одно время, учились друг у друга, их сын Найыс был моим учеником в РШИ, позже, во ВСГАКИ я читала у них курс «Истории музыки», тесно связал нас фестиваль «Устуу-Хурээ» и, как старшие, они учат меня жизни до сих пор.

Я помню Игоря и Софью еще в свои «РШИшные» годы, когда они появились в стенах училища искусств. В то время РШИ не имела своего отдельного здания, как сейчас: жили мы в отдельном крыле школы №2 и общеобразовательные предметы проводились во 2-й школе, кушать ходили в 3-ю столовую, а специальный музыкальный цикл шел в училище искусств. Учились мы наравне со студентами, была очень насыщенная музыкальная жизнь. Технические зачеты, экзамены по специальности проходили на сцене концертного зала училища, постоянно шли концерты разной музыки, в котором принимали участие как учащиеся РШИ, так и студенты, разные коллективы республики.

Так вот, там, на сцене концертного зала, впервые я увидела Софью в красном бархатном платье с большой красивой брошью на груди. Она пела песню Владимира Токи «Дуруяа». Я была зачарована ее голосом, образом, песней. После этого концерта я выучила наизусть песню «Дуруяа», помню, среди толпы студентов всегда искала глазами Софью Кара-оол, как я ее тогда называла. На вид маленькая, скромная, но с интересной внешностью, неразговорчивая, но с мощным голосом. Возможно, это было ее первое концертное исполнение на сцене песни «Дуруяа», которая в последующем прочно вошла в репертуар Софьи и стала «визитной карточкой».

На обломках «Года Дракона»

Вскоре она появилась на сцене совсем в другом амплуа – в качестве солистки группы «Интернат». Это было в 1989-1990 годы. Она пела в непонятной для меня тогда манере, общий саунд группы для меня, ученицы 7 класса РШИ, воспитывающейся на классических образцах музыки, тоже был необычным, новым. Это я сейчас понимаю, что они свинговали на основе, своих авторских песен.

Позже, по роду своей профессии, мне пришлось исследовать деятельность группы «Интернат». Эта группа была создана «на обломках» группы «Год Дракона», созданной еще в 1988 году, лидером которой был Игорь. В состав входили: Игорь, Софья, Октябрь Саая, Мерген Хертек. Первое выступление состоялось в конце года Дракона – 30 декабря 1988 года в здании кооператива «Тува-Восток». Спустя год группа перестала существовать в связи с прекращением финансовой поддержки со стороны кооператива. Но год творческих исканий, находок не исчез без следа, а наоборот, дал прорыв к созданию более оригинального коллектива «Интернат».

Состояла группа в основном из музыкантов-студентов училища - Софьи Кара-оол-Дулуш, Тимура Дулуша, Амира Дулуша, Саяна Монгуша, Аяна Монгуша, Шолбана Салчака, Алексея Сарыглара, Омака Тараачы и опытного и интереснейшего музыканта - Александра Чавынчака. И здесь же, снова движущей силой и лидером группы стал Игорь.

Стиль жизни – «Интернат»

Смысл названия группы объяснялся через сравнение с системой «интерната» как стилем и способом существования молодежи - формированием у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей, и, главное, всё в тесном взаимодействии друг с другом.

По воспоминаниям Софьи: «Интернатовцы» собирались, занимались, репетировали и жили в нашем доме в переулке Строительный, 3, кв.2., в п. Каа-Хем. Этот дом для нас, для всех был действительно «интернатом». Мы экспериментировали, обсуждали, творили и жили все вместе, как одна семья».

Исполняли в основном музыкальные композиции на песенной основе, сочиненные Александром Чавынчаком и Игорем Дулушом на слова поэтов Алдын-оола Даржаа, Александра Даржаа и на слова единомышленника и товарища - Орлана Дамба-Хуурака. Обрабатывали тувинские народные песни в свинговой манере. В стилистике этой группы обнаруживается много нового для тувинской музыки, в частности, с большой духовой секцией музыканты группы «оглядываясь» на лучшие образцы американской музыки, делали попытки освоить настоящий джазовый свинг, причем, на мой взгляд, весьма удачно и оригинально. Ангемитонный лад и переменный метр, свойственный тувинской музыке, органично и своеобразно сочетался с элементами джаза – риффами, свингом.

Первый тувинский джаз

За всю историю тувинской музыкальной культуры в традициях стиля джаз-рока группа «Интернат» создал первый и единственный концептуальный альбом, состоящий из четырех композиций: «Буктуг-Боом» на слова Алдын-оола Даржаа, «Куй» на слова О. Дамба-Хуурака, «Субедей» и «Ынактын ырлары» на слова Александра Даржаа общей продолжительностью 90 минут. Самое яркое впечатление группа произвела на конкурсе «Хову-Аксы» в 1993 году, завоевав гран-при. Мне удавалось видеть их выступления на разных музыкальных фестивалях в Кызыле, которые проводились часто в те времена, в частности, ежегодный рок-фестиваль в Муздрамтеатре. В основном на этих фестивалях выступали ВИА, чистого рока было мало, за исключением творчества группы «Адепт Хорс», многие составы экспериментировали, много чего интересного происходило на самом деле уже тогда. В общем, тема рок-движения в Туве и развития смежных направлений тувинской современной музыки очень интересна, она исследована мною и требует отдельной публикации.

Итак, «Интернат» просуществовал до 2003 года. В разные годы в составе группы играли много музыкантов, как профессионалов, так и любителей. Их число по подсчетам доходит до 31 (!) человека. Но в целом, творчество группы в Туве в свое время было недооценено в силу разных обстоятельств. Во-первых, тувинский свинг, джаз открывали, получается, они, группа «Интернат», здесь имеется в виду свингование на основе тувинской мелодики с применением большого духового состава; во-вторых, общество было еще не готово к восприятию такой относительно новой музыки. Сейчас публика ликовала бы как от выступлений Духового оркестра Правительства Республики Тыва, которым под силу любая музыка. К слову, основатель и главный дирижер правительственного духового оркестра является одним из пионеров джазового движения в республике, так скажем, родом из «Интерната».

Пока мы едины, мы непобедимы

Коллектив правительственного духового оркестра сформирован по такой же модели - модели «интерната» - изначально взращенного в системе, в коллективном взаимосвязанном мышлении. По такому же принципу Сан Ра основал свой «Межгалактический Аркестр» еще в середине 50-х годов прошлого столетия в Чикаго, который до сегодняшнего дня продолжает свою активную творческую деятельность, гастролируя по всему миру. Секрет долголетия «Сан Ра Аркестра» содержится во внутренней дисциплине коллектива, в умении работать, как единый организм, не только в момент выступления, но и в жизни, в отношениях между музыкантами. «Вместе – едины» - это ключевое понятие объединило идеологов фестиваля «Устуу-Хурээ», правительственного духового оркестра и «Сан Ра Аркестра». И второй объединяющий момент - посредством музыки лечить души людей, восстанавливать дух человечества.

Мир движется и совершенствуется. Как говорят мудрецы, главная задача смысла жизни человека в том, чтобы внести вклад в то движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним. Даже в той ситуации, когда тебя бьют до смерти, надо сотрудничать, верить и двигаться вперед. Следуя по такой модели, Игорь идет вперед.

Мне кажется, что Игорь обладает «неразумным знанием», т.е. верой, верит искренне в то, что он делает, верит своим друзьям, коллегам, всем людям, заряжает энергией веры всех окружающих его людей, сотрудничает и успешно продвигает правильные идеи.

И я верю.

Сайдана Хертек, музыковед


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • «Моё яркое лето». Итоги конкурса
  • Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?
  • Дембельский альбом Тувы
  • Социальные комментарии Cackle