,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Танцующие лилии

балетОбразцовый ансамбль классического танца «Алантос» 5 апреля отметил 15-летний юбилей. Возглавляемый Заслуженным работником культуры РТ директором детской хореографической школы Раисой Стал-оол коллектив за это время стал 5-кратным обладателем Гран-при, лауреатом всероссийских и международных конкурсов.
- Раиса Седиповна, ансамбль «Алантос» появился потому, что был вашей студенческой мечтой?
- Нет, когда я после института приехала в Кызыл, то мечтала работать со взрослыми людьми, потому что квалификация у меня была «балетмейстер-преподаватель». А так как специалисты моей квалификации не были нужны ни в одной организации, то случайная встреча на улице с директором хореографической школы все решила. Она меня «с руками и ногами» схватила и привела в свою школу - небольшое здание по улице Кочетова, 2 «А». Когда начала работать, то увидела, что каждый день «кормить» детей одной классикой или народным танцем – это очень скучно, монотонно. Им хочется танцевать, при этом все родители считают, что у них очень одаренные дети и сейчас они все затанцуют. Тогда ко мне пришли мысли создать ансамбль. Чтобы научить ребенка правильно исполнять классические па, нужно, чтобы у него был стимул изучать их каждый день. А когда есть ожидание, что в конце года он будет танцевать на каком-то концерте, то в течение года эти па, возможно, изучить.
- В это время было возможно обучаться в Туве классическому танцу?
- У нас в республике 34 школы искусств и везде одинаковая программа. Такая же, как и у нас. Другое дело, на каком уровне идет обучение.
- А какими были первые дети, пришедшие к вам?
- Когда я начала работать, дети пришли самые разные. Вот почему решила разбить школу на несколько отделений. Были те, кто по своим физическим возможностям не мог заниматься классическим танцем, были такие, у кого больше данных для бальных танцев. Я хотела, чтобы у детей никогда не было такого чувства, что они не умеют танцевать. Пусть танцуют то, что они могут.
- Какие данные необходимы, чтобы поступить в хореографическую школу?
- Классический - это академический танец, и здесь нужны хорошие физические данные: хорошая стопа, чтобы стоять на пуантах, высокий шаг, чтобы человек мог садиться на шпагат, обязательно выворотность. Конечно, мы здесь не ставим задачу воспитать балерину, но если ребенок талантлив, мы поможем ему развить дальше данные. А в основном, берем детей, у которых есть способности и их можно развить.
- Объем требований к будущим балеринам большой?
- В классическом танце очень объемная программа. Кроме того, дети занимаются историко-бытовым танцем и другими предметами, которые предусмотрены программой обучения.
- Как возникло название «Алантос»?
- Это был мой самый первый танец. Дети тогда ничего еще не умели. Первый год с ними отзанимались, и мы стали готовиться к республиканскому конкурсу. Естественно, я сразу поняла, что ничего сложного они не смогут исполнить, и поставила вот такой лирический детский танец. Чтобы показать чистоту этого цветка - лилии Азаса. Сама чистота этого цветка и нетронутость детства перекликаются, и у детей хорошо получается этот образ. К сожалению, наш танец тогда не занял ни одного места.
- Когда это было?
- Это был 1994 год. С этого танца и начался наш ансамбль, наш творческий путь. Нам тогда объяснили, что этот танец не тувинский, хотя в то время просто-напросто жюри видимо не поняло, что он как раз самый тувинский, просто стилизован в классическом жанре. Дети очень плакали, и я была очень расстроена, что не смогла объяснить жюри их неправоту. Но я тогда обещала детям, что мы поедем в другие города и там обязательно займем первое место. Так оно и случилось. Где бы мы потом ни были, «Алантос» имел большой успех. Этот танец получил множество наград. Этим танцем мы всегда открываем нашу программу и ни разу еще не слышали каких-то плохих откликов. Только восторженные впечатления и сразу же ассоциация Тувы с этим лотосом и с такими нежными детьми.
- Первые выездные гастроли помните?
- Самые первые – на «Подмосковные вечера». Был такой прекрасный конкурс. Узнав, что это наш первый конкурс, в жюри очень удивились и сказали - ну теперь у вас все пути открыты, теперь вы везде будете занимать первые места. Раньше было очень много классических коллективов, сейчас, к сожалению, по Сибири остался единственный наш ансамбль. Даже уже не приглашают классические коллективы. Но мы были во многих городах: Красноярск, Новосибирск, Тихвин. За границей много были. В Турции Гран-при получили за этот же танец. Последний конкурс были в Сочи, получили три Гран-при. Один получил танец «Алантос», и еще два – за сам конкурс. Мы были приглашены в концертную программу на Олимпиаду 2012 года.
- А сколько сейчас в ансамбле детей?
- На классическом отделении, если не считать подготовительного отделения, - обучается 65 человек. А подготовительное у нас очень большое - около 200 детей.
- Занятия классикой - это огромный труд, сколько лет вы ему отдали?
- Можно сказать, что я отдала всю жизнь. Занимаюсь с 9-ти лет, с тех пор, как меня взяли в балетное училище. Я очень благодарна всем своим преподавателям и считаю, что мне очень повезло с ними. Вспоминаю начало: школу № 7 и директора Новикову Лидию Сергеевну, и классного руководителя. Хотя она не была никаким заслуженным артистом, она была просто человек, просто преподаватель, чего, мне кажется, сейчас нашим школам не хватает: быть просто преподавателем, любящим детей. Надо еще с низким поклоном вспомнить министра культуры Хомушку Матпа Самбуевича, который очень много сделал для развития хореографии в Туве.
- А когда вы получили титул «образцовый ансамбль»?
- Это звание дали, кажется, в 1997 году. Министерство культуры присудило нам это звание так как дают артистам звание «народный» или «заслуженный». Мы этим очень гордимся.
- А в чем отличие образцового классического ансамбля от танцевального коллектива?
- Само название «образцовый» уже несет такую нагрузку, что у нас должна быть определенная школа. В первую очередь, жюри всегда отмечает: «Удивительно, что в такой далекой Туве дети так занимаются балетом. Удивительно, что у них есть форма». То есть сама форма, в которой они занимаются, как они завязывают тесемки на пуантах, как у них выглядит голова, - на это все обращают внимание. Все должно быть идеально, начиная с ног и заканчивая головой. Есть определенный этикет в классическом танце, который нельзя нарушать. Вот этому мы детей, как только они поступают, сразу начинаем обучать.
- А почему у вас мало мальчиков?
- Не идут мальчики. У нас в Туве очень модно дзюдо, карате, потому что детей в первую очередь учат защищаться.
- Не знают, какой сильный должен быть артист балета, поднимающий по два часа партнершу.
- В том-то и дело. Если уж на то пошло, мальчик постоять за себя может. Но еще надо посмотреть, как бы каратисты выдержали нашу классическую ежедневную подготовку.
- А когда у вас набор на следующий год?
- В мае идет набор, как и в любых училищах, в конце мая все отделения наполнены.
- Расскажите о педагогическом коллективе.
- В основном, мы работаем с Лидией Ананьевной Сарбаа вдвоем. Она здесь с 1971 года, это педагог с большим стажем и такой же трудоголик. В основном, мы все создаем вдвоем, но у нас есть еще молодые преподаватели. На сегодняшний момент они еще учатся. Среди них есть яркий молодой преподаватель Радилия Оюн.
- А чьих детей в школе больше, кто следит за гармоничным развитием своего ребенка: чиновники, предприниматели, рабочие?
- Чиновников-родителей у нас мало, в основном - средний класс. Это люди, которые беспокоятся о своих детях, те, кто хочет воспитать своего ребенка трудолюбивым, культурным. Такого, что ходят только дети богатых или чиновников, - нет, наоборот, получается, что те, кто могут платить за обучение, чуть-чуть позанимаются и уходят. Все хотят танцевать сразу, как в «Танцах со звездами» - поставьте танцевать и все. А мы привыкли в первую очередь к качеству.
- И школа, хоть и называется муниципальной, все же выживает за свой счет.
- Это школа «родительская», так скажем. Все держится на взносах. Но несмотря ни на что, нас занесли в Книгу Почета Российской Федерации. Мэрия Кызыла нас представила в это почетное издание.
- Какие планы у «Алантоса» на будущее?
- Постановка балета «Чипполино». Премьера будет в ноябре.
- Расскажите, как прошел юбилейный концерт?
- Концерт прошел прекрасно, на очень высоком уровне! Программа у нас была обновленная, мы все долго готовились к концерту и очень ждали его. Дети были в замечательном настроении, старались передать свою энергию, любовь к танцу, гордость за свой ансамбль зрителям. Поэтому концерт был очень мощный, динамичный, и от начала до конца дети работали очень профессионально. На нашем концерте присутствовали гости различных уровней, различных рангов. Жаль, что никого из правительства не было, хотя дети очень ждали таких высоких гостей. Были гости из мэрии, министерства культуры, Великого и городского Хуралов, все они нас поздравили. Зал был переполнен, зрители принимали нас очень хорошо. Мы очень довольны, что люди не отсиделись дома, а пришли к нам на концерт. Он получился ярким, сказочным! И я считаю, что для жителей Кызыла такой концерт – большая редкость. Мы очень довольны результатом, но все равно нам хочется дальше расти и творить!
Саяна Монгуш, Олеся Бауман

Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Чего хочет женщина?
  • Астрологический прогноз 2015
  • Социальные комментарии Cackle