,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
tovarny_beton
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?


Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?

 (голосов: 1)

Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?На самом деле это - неправильный вопрос. Потому что он ездил не просто в Чикаго, а на Международную выставку и конференцию оркестров International Band and Orchestra Conference and Exposition Midwest Clinic 2011. И с тем же успехом можно спросить, а зачем туда приехали 200 японцев? Но можно определить, что дает посещение таких фестивалей. А еще интереснее - зачем нас приглашают на эти фестивали. Зачем наблюдают за оркестром Тувы? Обо всем этом, конечно, может рассказать только сам Тимур Дулуш.

На вершине Олимпа

В Греции есть все - в том числе и гора Олимп. Но вершина Олимпа духовых оркестров - в Чикаго. Ежегодно на конференцию-выставку приезжает около 15 000 преподавателей музыки, профессиональных музыкантов, композиторов и аранжировщиков. Посетители говорят: «Я уверен, что Midwest Clinic - один из самых ценных ресурсов, которые существуют для преподавателей музыки».

И еще: «Глупо сравнивать конференцию с каким-то другим событием, потому что нет ничего похожего».

Вообще-то, похожие уже есть. В некоторых странах мира начали проводить подобные конференции, но это уже - в подражание чикагской.

Туда надо ехать для того, чтобы увидеть подлинную вершину, вершину того, на что способны духовые оркестры.

Посмотреть, как по-настоящему проводятся мастер-классы, пресс-конференции, выставки. Здесь собираются все, кто каким-либо образом связан с музыкой и оркестрами: фирмы, производящие одежду, издатели нот, диетологи (правильное питание очень важно, особенно для детей), медики (новые препараты для лечения травм), производители обуви (правильные стельки в обувь необходимы для «шагающих» оркестров»), стоматологи (каким должен быть мундштук, чтобы не испортить прикус), производители мебели, производители музыкальных инструментов (куда же без них!).

Инструменты на выставке представлены самые разные, начиная от детских - пластмассовых.

Концертов, естественно, было много - в разных местах, разные оркестры, начиная от школьных оркестров, оркестров колледжей, вузов, заканчивая военными, оркестрами военно-воздушных сил и президентскими.Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?

Ведущие оркестры, конечно, имеют и ведущих дирижеров, руководителей. А значит, было много и мастер-классов. Музыканты, преподаватели делились опытом.

В общем, побывав здесь, можно уже представить себе все тенденции в развитии оркестров всех стран, в которых есть действительно что-то интересное.

Очень большое внимание уделяют детскому творчеству, юношескому. Серьезные, маститые дирижеры заняты творческим поиском именно с детьми - организовывают детские лагери, проводят конференции. Понятно, что именно здесь и заложено будущее духовых оркестров, будущее музыкальной культуры.

Почему именно в Чикаго? Наверное, потому что здесь есть такой комплекс, общая выставочная площадь которого составляет
248 000 кв.м. Здесь есть огромное количество залов, где можно проводить концерты, мастер-классы. «Класс» - это только так говорится. Присутствовать на одном мастер-классе могут одновременно до четырех тысяч человек.

И все кварталы города вокруг включены в это фестивальное действо - гостиницы, рестораны и т.д., так что с 1947 года именно здесь для обмена опытом собираются все ведущие, культовые оркестры сначала США, теперь уже - всего мира.

Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?Азиатские загадки

Оркестры США, Европы играют в основном классику, хотя, конечно, у каждого оркестра своя манера исполнения. Японский, тайванский оркестр представили модерн, сложную музыку, которая требует специальной подготовки.

Говорят, что азиатские оркестры сейчас лучше американских. А почему? Азиатсая загадка.

Существуют специальные азиатские методики преподавания. Именитые мастера поражаются - в оркестрах 70-80% девчонки, и они играют на серьезных музыкальных инструментах, которые, как традиционно считалось, рассчитаны только на взрослых мужчин. Трубы, фаготы, саксофоны... Всем этим овладели худенькие азиатские девочки.

Там играют все и на всем. И начинают не с 12-13 лет, а с 3-4.

Секретов вроде и не имеют, охотно делятся методиками, но все равно получается такое не у всех. Видать, азиаты действительно хранят какой-то секрет методики.

Впрочем, и тувинцы - азиаты. И они тоже ставят в тупик всех «правильных» специалистов. Музыканты спрашивают, а сколько в Туве вообще духовиков? Ну, по республике учатся 60, в РШИ - 30 детей, с высшим образованием около 40.

Не может ни по каким правилам в этих условиях появиться духовой оркестр такого уровня, какой есть у нас! Не может и все! А он - есть.

И он уже хорошо известен, и за ним наблюдают и европейцы, и американцы! И они тоже не понимают, как такое может быть, и как он может играть такую музыку!

О наших секретах позже, а сейчас еще об одном, бывшем российской секрете, который помогает сейчас жить всем, кроме самой России - коллективизм.

Коллективизм Страны Советов

Тут есть один ключевой момент - есть страны, в которых люди хорошо живут. И жизнь богатая, и каждому человеку легче себя реализовать.

Секрет это или не секрет, но здесь коллективизм закладывается в подсознание еще в детстве. И каким образом? Через оркестры! Это происходит и в Норвегии, и в Японии, и в современном Китае, и уж, конечно, в Америке.

В 4-5-летнем возрасте дети занимаются коллективным творчеством, музицируют. Это происходит еще в детских садах, в начальных школах.

Четырехлетний ребенок начинает мыслить в оркестре. Не обязательно с настоящими музыкальными инструментами: один стучит в кастрюлю, другой - в кастрюлю, третий - в пиалу, например. Но при этом разрабатывается коллективное мышление.

Коллективизм взяли, как сами в этом признаются, с российских методик еще 30-х годов. Когда только строился Советский Союз, оркестры были в каждой школе, в каждом интернате, колхозе, вузе, деревне.Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?

Европа и Америка взяли эту модель, а мы бездарно «отдали», отказались от нее.

Дух сплоченности детям трудно привить иначе, без музыки, без оркестра. Мы сейчас думаем о новых технологиях, о стратегическом развитии. Но если сплоченности нет - что можно построить?

Командное мышление - это действительно важно. Важно, чтобы было вокруг кого можно объединиться. Но этого командного мышления сейчас в России и нет.

В искусстве - ставка на лидера, на индивидуальность. Да, у нас есть такие уникальные мастера, как, например, Хворостовский. Он много ездит по зарубежным странам, потрясая своим искусством всех. Но кто ему аккомпанирует? Нет команды, нет коллектива, нет оркестра, который мог бы его сопровождать.

Солист - это очень важно, но без команды солист остается одиночкой. Коллективное развитие подразумевает и патриотизм. Все знают, как американцы относятся к своему гимну. Они в прямом смысле чувствуют себя одной командой.

И ведь все это они позаимствовали из России 30-х годов...

Зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?Национальная безопасность

Оркестры и национальная безопасность? Что между ними общего? Непонятно?

В Прибалтике понимают.

А началось не с оркестра, а просто - с Музыки. С хора. Под опекой ЮНЕСКО там вокальное и хоровое искусство. Тысячи людей собираются на «певческих полях», чтобы просто петь вместе. Делают они это не по принуждению, им это нравится, это - их традиции. Духовики даже жалуются, что больше людей предпочитают петь, а не играть на музыкальных инструментах. Проводятся фестивали на стадионах, когда полстадиона поет, а вторая половина - зрители - им подпевают.

Идут петь селами, целыми районами.

Ну, жалуются духовики. Нам бы их проблемы!

Вот поселок - 20 тысяч жителей. И симфонический оркестр - 100 человек. Все село ходит слушать их. Но там и инструменты все есть, вплоть до арфы. Хотя в Прибалтике тоже сейчас не сладко - денег нет. Но государство поддерживает культуру и вкладывает туда много средств.

Зачем им все это? Как говорят сами музыканты, наши дети закончат школу, предположим, что здесь с работой будет сложно, они поедут работать во Францию, Норвегию, Германию... Но не забудут свой язык, свою родину, свои традиции. Да и в случае кризиса у них есть еще одна специальность - музыкант.

Музыка - это еще и безопасность страны - сохранение языка, культуры, традиций народа. Сохранить народ - это ли не задача национальной безопасности?

Янис Пуриньш предлагает сейчас тувинцам особенно не заморачиваться на железной дороге, на то, что пойдут деньги из федерального центра или из Китая. Он говорит, что латыши всю жизнь жили под немцами, Польшей, Россией. Сейчас - в Евросоюзе. Но это ничего не меняет: денег никто не дает просто так, и всегда сложно было, и сейчас нелегко.

Но в Прибалтике в средних школах, если оркестр играет норвежскую музыку, - приглашают норвежского дирижера, если немецкую - немецкого дирижера, если скандинавскую - то приглашают скандинава. Они заботятся о национальной безопасности.

Почему возник интерес к Туве?

Вообще к Сибири большой интерес у Европы и Америки. На конкурсе «Щелкунчик» все первые места по духовым инструментам взяла Сибирь: Братск, Барнаул, Иркутск. Москвичей, питерцев, ближнего зарубежья и близко не было.

Другой факт - наш оркестр в Прибалтике дал 8 концертов. Другие оркестры только выступали на разных фестивалях, и все! И уезжали - им не предлагали туры. Там своя музыка, своя музыкальная культура. Чем же всех заинтересовала Тува?

Японцы, китайцы, американцы - кто угодно - играют практически одну и ту же музыку. Где-то больше классики, где-то больше модерна. Но это уже «мировая» музыка, и в чем-то она, конечно, унифицирована.

А вот наша сравнительная «изолированность» нам помогла. Мы сохранили свою уникальную национальную основу. Унификация нас мало затронула. Мы не «испорчены».

Если нормально все развивать, то в области симфонической музыки, ансамблей, оркестров в Туве есть огромный потенциал.

Практически нет национальной основы в японской музыке, пытаются что-то делать буряты, хакасы, алтайцы, башкиры, татары. Но они многое утратили безвозвратно.

А у нас - есть своя ниша, в Туве целый пласт культуры - клад лежит. Надо его только взять, разработать.

«Мы когда в Прибалтике играли, специалисты поражались. Они говорят: это же наши инструменты, европейские, но вы играете на них так, что мы их не узнаем: тембр, фактура - все это совершенно новое».

И везде удивляются, как мог возникнуть такой оркестр в Туве. Наш духовой оркестр считают очень «рискованным» - постоянно гастроли, участие в фестивалях. Прибалты считают, что у нас американский руководитель. Или мы развиваемся на американские деньги. Или правительство оркестр так любит, что осыпает их золотом, чтобы они только ездили на гастроли. Или есть какой-то другой очень богатый «дядюшка»-руководитель. В Азии ведь больше нет конных оркестров!

В общем, вопросов много, предположения возникают самые разные. Удивление вызывает все - от «рисковости» до самой музыки, до манеры исполнения.

Загадка. Новая азиатская загадка.

Зачем к нам хотят ехать ведущие оркестровые музыкантыЗачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?

А все потому, что - загадка. Начиная с горлового пения. А когда видят выступления духового оркестра: тут и конники, и мистерия Цам, и необычная симфоническая музыка, то понимают, что надо ехать именно в Туву, и здесь искать истоки всего.

Интересно, но понимание истоков приходит почти сразу - пейзажи. Вот откуда отношение к перспективе, отношение к звуку.

Откуда истоки - выяснили, но чтобы действительно понять, надо все пережить, «пропустить» через себя. А это могут сделать только жители Тувы.

«Вы здесь, - говорят в Прибалтике, - чтобы мы поняли, как надо работать с национальным материалом».

Именно ради этого и в Чикаго пригласили. Вот чего от нас ждет весь музыкальный мир. Чтобы мы их научили своей уникальности. Можно это сделать или нет - это уже другой вопрос.

Лидер оркестра Сан Ра говорил, чтобы музыканты ничего не боялись, у них есть свой голос, они смогут играть в любом уголке мира, и их будут слушать хоть в Африке, хоть в Японии. Сначала они думали, (ну, как полагается в Туве), что это - обычный комплимент гостя. Но потом поняли, что профессионал такого уровня не будет бросаться словами.

А для Тувы пока еще основная задача - объективно оценить возникновение оркестра, его развитие. Саму тенденцию движения.

А ведь произошел прорыв. Но мы этого не заметили, как не заметили и того, что все идет «не по правилам», не по законам, что оркестр «по правилам» здесь и не мог появиться.

«Только не делайте то, что мы делаем - вы единственные в мире»

Духовой оркестр Правительства Тувы закрывал форум в Прибалтике. Наши музыканты боялись: как выходить после этих знаменитых артистов, после этих дирижеров?

Янис Пуриньш, профессор Рижской академии музыки, президент Балтийской ассоциации духовых оркестров утешал довольно странно: вы не переживайте, вы ехали четыре дня, устали, не выспались. Вот если нам и дадут деньги, даже и на самолет, неизвестно, сможем ли мы к вам поехать - тяжелая дорога.

Конечно, это мало утешало, но он сказал и другое: «Сейчас вы будете закрывать форум, и вы это сможете. Кто-то может играть тихо, кто-то громко - это не показатель искусства.

Вы должны играть, как вы играете. Я видел много разных оркестров, я многое знаю. Делайте то, что вы делаете, и не делайте то, что мы предполагаем от вас услышать».

А ведь ребята, как приехали, попытались подражать европейским музыкантам, подстраиваться под их стиль. Но вовремя поняли, что именно этого и нельзя делать.

В Европе действительно хотят услышать что-то новое, а не очередное подражание.

Отыграли замечательно. Уже дома делали ремонт, белили, красили. И поставили диск с музыкой. Удивились, кто так играет? Потом уже поняли, что это - они сами. После форума сделали диск с записями - презент гостям.

С легкой руки Яниса Пуриньша, который видел духовой оркестр правительства Тувы, и пошла известность наших музыкантов. Новости в музыкальном мире расходятся быстро.

И все знают, что наши музыканты столько своего вкладывают в музыку, что перепутать их уже ни с кем невозможно.

Так зачем Тимур Дулуш ездил в Чикаго?

Для чего туда поехали японцы - нам не важно.

А Туву пригласили, чтобы понять, чтобы научиться.

В Америке ведь не дураки, согласны? Они берут новый опыт везде, где видят. Прекрасно использовали уроки России 30-х годов. Отслеживают все новое, потому что времена сейчас стали гораздо более жесткими: опоздаешь - не догонишь.

Они хотят, они могут, и они будут учиться у нас.

Почему мы не делаем того же? Боимся унификации? Не стоит, это нас уже не коснется, наша симфоническая музыка уже есть, уже есть и Тока и Кенденбиль.

Но надо учиться другому - организации. Обычным технологиям, например, как связаны стулья. Как технички успевают все быстро вымыть за многотысячными потоками.

У одного китайского музыканта 40 тысяч учеников. Если не все состоятся как люди творческие - не беда, Китай большой. А мы себе этого не можем позволить, в Туве каждый человек виден, каждый ценен.

Некоторые люди могут всю жизнь прожить, не узнав, каковы вершины их профессии, каков их «Олимп».

А в Чикаго действительно можно посмотреть на новый уровень организации. Четыре тысячи человек в мастер-классе - и все всё видят, воспринимают, хохочут над шутками ведущего. В увлекательной форме представлены все основы мастерства самых именитых музыкантов.

Как общаются. Как дети пробуют играть на любых выставочных инструментах, и никто им этого не запрещает. Как генералы, руководители военных оркестров не отмахиваются от детей, фотографируются с ними. Как они пытались рассказать о себе и узнать о нас, имея только одного русского переводчика, как, общались рисунками, как обходясь небольшим количеством слов, все же ухитрялись передавать информацию.

Как доброжелательно все были настроены.

Как по утрам в фойе гостиниц во время репетиций уже начинались сейшены.

Как на следующий день после концерта уже можно было получить его запись.

Если они хотят у нас учиться, то и мы просто обязаны учиться у них. А еще - определить место Тувы на Олимпе.

С Тимуром Дулушем беседовала Ирина Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Выстрел в тайге
  • Оркестр остановился над пропастью
  • Социальные комментарии Cackle