,
Партнеры

  
abakan_build
  
bastion
  
sbis
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus


Ссылка... в колхоз

 (голосов: 0)

Жил-был ученый. Настоящий ученый, большой, смелый. Он не боялся отстаивать свои взгляды в любой ситуации. Не гнулся от давления свыше, и не сломался, оказавшись в немилости.

15 сентября исполнилось бы 85 лет известному ученому, первому тувинскому профессору, доктору филологических наук Шулуу Чыргал-ооловичу Сату. Он был одним из первых тувинских ученых-языковедов, ярким представителем национальной интеллигенции.

Сказка для молодежи

Шулуу Сат и Владимир Очур, будучи молодыми сотрудниками ТНИИЯЛИ, в 1956 г. опубликовали статьи в газете «Шын». Уже тогда они подняли запретную для обсуждения тему  утрату традиционной тувинской культуры. Это было смелым поступком, так как в то время газеты находились под жестким контролем партии.

В комментарии к статьям редакция призвала читателей к диалогу, пояснив важность публичного обсуждения поднятых актуальных вопросов. Авторы впервые публично заявили о несоответствии между декларируемыми задачами партии в сфере национальной культуры и сложившейся в Туве практикой. На конкретных примерах ученые показали, что национальные обычаи и традиции тувинцев забываются. Это тувинские игры (тевек-тевери, кажык-адары, буга-шыдыраа, стрельба из лука, старые виды шахмат), изготовление и игра на традиционных музыкальных инструментах (хомус, игил, чадаган, бызаанчи), народные промыслы (шитье национальной одежды, изготовление домашней утвари, конных принадлежностей), тувинская кухня (курут, далган и др.). Ученые с тревогой писали: утрачивается то, что отвечало духовным потребностям тувинского народа с самой древности. Ш.Ч. Сат подметил разрыв в преемственности передачи традиций, из-за чего, по его словам, подрастающее поколение слушает о тувинских играх, словно в сказке.

Для того, чтобы сохранить самобытную тувинскую культуру и народное мастерство, по мнению ученых, нужно было внести изменения в областную политику в сфере культуры.

Разгром

Авторы статей получили «Разгромный ответ «защитникам» тувинской национальной культуры» от первого секретаря обкома КПСС С.К. Тока, поставившего точку в общественном обсуждении темы. В своем ответе он подписался как писатель и разгромил все утверждения ученых, посчитав их проявлением буржуазного национализма. По его мнению, В.Ч. Очур и Ш.Ч. Сат говорили о возрождении некоторых элементов тувинской культуры и быта, давно забытых народом и отвергнутых самой жизнью, так как «по отношению к вышеуказанным предметам не было принято решение о запрете...». Он писал, что «араты сами забыли все это», и сейчас, когда наши колхозники живут в светлых, теплых бревенчатых домах, они требуют не национальную обувь (тяжелая, жарко летом, скользкая), а ботинки, бродни, фуфайки, кирзовые сапоги. Вместо национальных музыкальных инструментов у аратов есть другие - гитары, аккордеоны, вместо тувинских игр - волейбол, футбол, игра в городки, легкая и тяжелая атлетика. Эти особенности национальной культуры, о которых с тревогой писали ученые, ассоциировались у аратов, по убеждению С.К. Тока, с отсталостью, нищетой и голодом, присущим дореволюционной жизни.

Много внимания автор уделил перечислению достижений в развитии тувинской культуры. Он не раз подчеркнул, что основой дальнейшего развития культуры тувинского народа может быть только советская культура. В заключение С.К. Тока язвительно заметил, что если «защитники» тувинской культуры хотят узнать всю правду о жизни Советской Тувы, то им следует 2-3 года поработать в колхозах и селах.

Ссылка

В итоге молодых ученых отправили «набраться ума»: изучать народные обычаи и культуру, а на самом деле в ссылку  Шулуу Сата - в Каа-Хемский район, а Владимира Очура - в Барун-Хемчик. Но С.К. Тока не ограничился публичным ответом и ссылкой ученых в районы. Чтобы пресечь развернувшиеся в обществе дискуссии по этому вопросу и подобные случаи в будущем, на заседании обкома партии специально был рассмотрен этот вопрос. Постановили: считать статьи В.Ч. Очура и Ш.Ч. Сата «однобокими, идейно вредными, так как в них они восхваляют все прошлое без разбора, в отрыве от современности, прогрессивности и без учета марксистко-ленинского понимания национальной культуры».

Редактору газеты «Шын» был объявлен строгий выговор. От редакции обком потребовал срочно разъяснить читателям ошибочность статей, опубликованных по этому вопросу. По воспоминаниям В. Чадамба, сотрудников редакции впоследствии всячески притесняли. Эти примеры  исключения в деятельности тувинских газет в советский период. К сожалению, после расправы с учеными и притеснения сотрудников редакции, на долгие годы в прессе восторжествовал диктат партийной цензуры и контроля.

Пример для современников

Шулуу Сат остался верен избранному пути, после возвращения он продолжил свою деятельность. Долгое время работал в Кызыльском пединституте. Он реализовывал свои идеи в повседневной деятельности, закладывая уважительное отношение к национальной культуре и родному языку у своих учеников. Ученый внес большой вклад в популяризацию тувинского языка и культуры среди подрастающего поколения, активно выступая на страницах газет «Тыванын аныяктары» и «Сылдысчыгаш». В постоянной рубрике «Учи родной язык» он давал оригинальные уроки родного языка и культуры речи. Вот темы некоторых  «Употребление идиом», «О чистоте родного языка», «Почему называют оглу (сын)?».

В 1962 г. Шулуу Чыргал-оолович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Причастие в тувинском языке», а в 1982 г. - докторскую на тему «Формирование и развитие тувинского национального литературного языка». Он написал около 100 научных публикаций, причем десять из них  это труды, заложившие основы тувинского языкознания.

Плодотворная деятельность Шулуу Чыргал-ооловича, его принципиальность, смелость и дальновидность вызывают восхищение и глубокое уважение. Настоящий ученый, болевший за судьбу своего народа. Он пример для тех ученых, которые видят проблемы, но в угоду политической конъюнктуре и личной карьере предпочитают отмалчиваться.

Сегодня Тува - это один из немногих регионов РФ, где сохранилась самобытная национальная культура, подавляющее большинство населения которой пользуется родным языком. Это заслуга, в том числе, Шулуу Сата.

Валерия Кан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Пусть дорога будет белой как молоко матери…
  • Ссылка... в колхоз
  • Кто лидер среди печатных СМИ?
  • Социальные комментарии Cackle