,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Православие в Туве: тувинское время


Православие в Туве: тувинское время

 (голосов: 0)

Тувинское время не означает банальное опоздание. Это значит - любое событие происходит именно тогда, когда должно. Старания приблизить его, назначить точное время - бесполезны. И православие в Центре Азии точно вписалось в законы тувинского времени.

«Не особенно благодатная почва»

Православные священники к началу ХХ века уже имели примеры успешной миссионерской деятельности по всей Сибири. Но не в Туве. Священник Владимир Юневич писал: «Обширное поле миссионерской деятельности среди сойотов-язычников стоит пока нетронутым. Прежде, чем крестить сойота, не знающего русского языка, необходимо его научить, а главным образом обрусить... Крестить же теперешнего закоренелого сойота-язычника едва ли представляется удобным и отвечающим достоинству миссии, не говоря уже о политической стороне вопроса. Надо и то сказать, что суровый сибиряк, да еще сибиряк, ищущий приволья в Урянхае, представляет не особенно благодатную почву для идейной работы, не говоря уже о том, что немало наберется здесь прямо отрицательного элемента. Это вам не покорный или чувствительный белорус или сентиментальный хохол».

Православный молитвенный дом в Туране, построенный в девяностых годах ХIХ века производил впечатление: «беднее избы самого простого бедняка туранца».

С 1915 по 1916 годы велась закладка и строительство православных храмов, но ни одному из них не дано было быть достроенными.

Александр Турский

Даже основывая село, русские переселенцы в первую очередь старались строить церковь, хоть и небольшую. Неужели, закладывая город, могли не подумать о храме?

Александр Турский в 1915 году закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край. Служба складывалась сложно, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске, в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края. И это сразу после окончания семинарии!

Церемония освящения будущего храма состоялась 2 августа 1915 года. «Хотя фундамент для храма был заложен еще в минувшем году, и постройка церкви мною продолжалась, но из-за дел я выяснил, что положенного по чину освящения закладки не было, почему и просил разрешения епископа Енисейского и Красноярского Никона на освещение закладки телеграфом от 27 апреля 1915 года за №737, - писал из Белоцарска Габаев. - На торжество это был командирован епархиальный благочинный о. Владимир Кузьмин со священником о. Вячеславом Борковым и дьяконом о. Дмитрием Воеводиным. Кроме того, с благочинным прибыли Усинский священник о.Григорий Иванов и Туранский священник о. Владимир Юневич с псаломщиком. А также вновь назначенный в Белоцарск разъездной священник Александр Турский».

Возводили православный храм в Белоцарске на средства Святейшего Синода. Мрамор для отделки везли с Урала. Иконостас создавали в мастерской Васнецова.

В Белоцарске храм возвели. Но количество прихожан было очень небольшим - город-то только строился - в белоцарском приходе - от Баянкола до Федоровки общая численность православного населения - 161 душа.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Белоцарске должен был сыграть свою историческую роль, но не успел. Он сгорел во время белоцарского боя.

Турский служил в селе Ермаковском, потом был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии, в 1935 году возглавил Красноярскую епархию. В 1937 году за контрреволюционную деятельность был расстрелян. В вину ему вменили сбор информации через бродячих монахов.

И в Кызыле официально зарегистрированного православного храма долгое время не было. Вероятно, не было в этом и особой нужды.

Но в 1946 году появляется исторический документ: «О выделении земельного участка под строительство церкви в г. Кызыле». Документ подписал Иосиф Сталин. И через пять лет, в 1951 году уже состоялось освящение Свято-Троицкого храма.

Храмовый комплекс с подземельями

Приехавший с визитом Святейший Патриарх освятил новый Воскресенский Храм. Строительство его проходит не быстро, но и не медленно - тувинское время. А вот как его проектировали - это отдельный вопрос.

Впрочем, проектировали не храм - храмовый комплекс. Руководитель проекта - Борис Руднев, директор Тувагражданпроекта. Архитектор учился, понятно, еще в советское время, и никаких специальных знаний по строительству церквей тогда не давали. Церкви, если и расматривались, то только как памятники архитектуры, например, говорили о псковских соборах. Но никогда не предполагалось, что надо будет нечто подобное проектировать и строить.

Конечно, есть определенные каноны, например, алтарь должен быть ориентирован в сторону восхода солнца, должна быть несколько расширенная центральная часть, чтобы там могли собираться прихожане, должны быть удобные входы-выходы.

Но в целом, приходилось читать литературу и овладевать знаниями строительства храма с самых основ.

Храмовый комплекс состоит из нескольких зданий, у каждого был свой проектировщик. Проект самого храма создавал Борис Руднев, часовни - Виктор Аникин, воскресной школы - Орлан Донгак. На территории комплекса должно быть еще здание, где будут и столовая, и кабинеты и канцелярия, в общем - притчевый дом.

У входа будет лавка для продажи икон и свечей, там же можно будет брать святую воду. А уникален комплекс еще и тем, что все здания будут соединены подземными переходами. Один такой переход уже построен - между часовней и храмом.

В переходах, кстати, будут размещены и все коммуникации - вода, отопление. Так что, если вдруг случится авария, не нужно будет землю копать, чтобы добраться до поломки.

То, что это не отдельные здания, а именно комплекс, решается оформлением, расположением куполов. Купол на часовне вписывается в общую композицию куполов храма. Самый большой купол имеет диаметр 8,5 метра, над часовней - 4, 5 метра, над алтарем - 2 метра. Еще будет главка над входом, пока еще недостроенным, - полтора метра в диаметре.

Строительство впереди еще большое, хотя Святейший Патриарх уже и освятил храм. Но полностью оценить весь храмовый комплекс мы сможем еще не скоро.

А есть и еще одни вопрос. Храм-храмом, но как люди приходят к вере? Архитектор Борис Руднев принял крещение, когда занимался проектированием. Чтобы создать храм, надо было постичь идею религии, идею веры. И на этом этапе он принял веру.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • Православие в Туве: тувинское время
  • Под защитой святого Георгия Победоносца
  • Габаев – человек–загадка
  • Социальные комментарии Cackle
    plareefraskpwnip | 17 июля 2013 02:07 | Сообщений: 0 | Новостей: 0
    viagra keeps needles on a tree cialis en pharmacie forum sildenafil womens viagra