,
Партнеры

Фапик
  
sayzanak
  
bastion
  
stroimaster
  
  
Мы в соцсетях



Заметили ошибку?

Выделите мышкой часть текста
и нажмите

Система Orphus
Сайт газеты “Плюс Информ” » Культура » Сдали доходное место


Сдали доходное место

 (голосов: 0)

Сдали доходное местоДоходные места тем и известны, что их сдают, отдают, дарят родне и «своим» людям. Но в данном случае состоялось иное событие. В Национальном тувинском театре сдали спектакль «Доходное место».

Легендарные запрещения

«Доходное место» - старая пьеса о главном. Пьеса легендарная, хотя бы по количеству запретов. Самая первая постановка - 1857 год, в Казанском театре. Губернатор Казани настрочил жалобу на автора. 16 декабря 1857, накануне премьеры в Малом театре, цензура отменила разрешение на постановку, и пьеса была снята с репертуара.

При советской власти - похожая история. Именно постановка этой пьесы в Московском театре сатиры принесла известность Марку Захарову. И именно ее запретила самолично министр культуры Фурцева.

В чем же дело? Что именно не нравилось властям всех уровней и всех режимов? Из-за чего пьесу запрещали?

Может быть из-за этих слов: «Что за слово «взятка»? Сами его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятка, а благодарность»? Или из-за этих: «Общественного мнения нет и быть не может в том смысле, как ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: не пойман - не вор».

А, скорее всего, просто из-за того, что проблемы, обозначенные в пьесе, вечны и не поддаются пока никакому решению. Как только общество придумало чиновников, чиновники придумали взятки.

Пространство и время

Итак, тема «вне времени». И вне пространства. Пока еще не выявлено стран, где смогли бы полностью победить коррупцию. Это и показали на сцене с самого начала. Костюмы героев ошеломляют. С одной стороны, почти классические сюртуки времен именно Александра Николаевича Островского. С другой стороны - галстуки со стразами - совсем из другой эпохи. Смешение времен ярче всего проявилось в костюме Фелисаты Герасимовны: рукава буфами - что-то из времен Ренессанса, пояс на бедрах - не то 30-е, не то 70 годы двадцатого века, турнюр - 19 век и юбка-годе. По описанию покажется, что это жуткая фантасмагория, но реально - интересное платьице.

Академические театры любят ставить Островского, оформляя сцену максимально приближенно к той эпохе, с разной бутафорией, со множеством столиков-салфеточек. В «Сатириконе», говорят, обошлись практически одними табуретками, в Театре сатиры был лабиринт из «присутственных» столов и стульев.

Виктор Шульга, создав фантастические костюмы, создает фантастико-бытовой антураж. Стулья - вот что главное в присутственных местах. Несколько стульев, которые перемещаются по сцене, несколько - как опора декораций. Еще зеркала. Три огромных овальных проема-провала. Там происходят события, которые служат дополнительной иллюстрацией к происходящему на сцене. Например, на сцене один герой передает деньги другому (не взятка, боже упаси, просто благодарность). В зеркале официанты обмениваются деньгами. Смысл этого дополнительного пространства каждый определит для себя сам.

Хороший человек в чиновнике

Алексей Ооржак всегда ставит гениальные спектакли. К этому мы уже как-то привыкли. Это - в порядке вещей, иначе и быть не может. Но что делать, со странным текстом?

Как ни крути, а вера в хорошего человека, живущего в чиновнике, явственно чувствуется, особенно в монологах Жадова.

Режиссер слегка изменил концовку, теперь все завершает не известие о том, что Вышневского постиг удар, а как раз монолог Жадова (Орлан Оюн). Но в этом контексте он уже звучит не просто как надежда на то, что всегда будут честные люди, что общество мало-помалу бросает прежнее равнодушие к пороку, что будет создаваться общественное мнение, что в юношах воспитывается чувство справедливости, чувство долга. Он уже звучит почти как революционный призыв, что так должно делаться!

Переигрывают?

Подозреваю, что актеров театра можно будет обвинить, как обычно, в том, что они переигрывают, «пережимают» чувства, страсти, эмоции. Да, переигрывают. Да, поведение их иногда вызывает недоумение. Полинька и Юлинька (Аржаана Дамдын и Надежда Ооржак) ведут себя, как сестры Кары в «Хайыраан бот». Досужев (Саян Монгуш), напротив, слишком грациозно импозантен. Нет хотя бы показного благопристойного поведения у Фелисаты Герасимовны (Анна Шириин-оол).

Но так ведь все это вполне объяснимо: спектакль - на все времена. За полторы сотни лет со времени написания пьесы и за многовековую историю взяточничества менялись нравы, менялись правила поведения, появлялись некоторые национальные особенности.

Самым настоящим Вышневским был Александр Салчак. Это был московский, тувинский, какой угодно - чиновник высокого полета. С его слабостями, с его убеждениями, с его идеологией. И с тем злом, которое исходит от любого чиновника высокого ранга, лишенного моральных принципов.

Юсов, в исполнении Дыртыка Монгуша, великолепен по-своему. Коронный номер - танец в кабаке, где он - хозяин жизни. И мелкая подхихикивающая мышь - в разговоре с Вышневским.

Находок в спектакле много. Что и, собственно, ожидаемо: Алексей Ооржак - этим все сказано.

А вот что переигрывают... Нормально. Зато, зная содержание пьесы, а его знают, думаю, практически все, спектакль можно смотреть и без перевода - и так все понятно.

И. Качан


Интересный материал? Поделитесь им с друзьями!



Похожие новости:

  • «Все было идеально»
  • Выстрел в тайге
  • В гостях у Альберта Кувезина
  • Социальные комментарии Cackle